ОПРОСНИК Д Л Я РОДИТЕЛЕЙ «АНАЛИЗ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ» (АСВ)
В самом строгом значении термин «семья» относится к фундаментальной единице родства. В своей минимальной форме семья состоит из матери, отца и потомства. В более широком использовании это может относиться к расширенной семье, которая может включать дедушку и бабушку, двоюродных братьев и сестер, приемных детей и т. д., которые все вместе взаимодействуют как отдельная социальная единица.
Семейные же взаимоотношения — это отношения на сильных эмоциональных связях и ощущении обязательств друг перед другом. Они довольно диффузные, охватывают множество ролей, моделей поведения и ситуаций; они обычно не ограничены строгими правилами взаимодействия, и члены семьи, как правило, очень хорошо знают, как себя поведет тот или иной член семьи в стандартной или нестандартной
ситуации.
НАЗНАЧЕНИЕ
Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений » (АСВ) существует в двух вариантах: детском и подростковом. Он позволяет исследовать различные нарушения процесса воспитания, выявить тип патологизирующего воспитания и некоторые психологические причины этих нарушений.
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ОПРОСНИКОМ А С В
Перед тем как родитель начинает заполнять опросник, необходимо создать атмосферу доверительного психологического контакта между ним и исследователем. Родитель должен быть заинтересован в правдивых ответах. Каждый испытуемый получает текст опросника и бланк регистрации ответов. Проводящий исследование зачитывает находящуюся в начале опросника инструкцию, убеждается, что опрашиваемые правильно ее поняли. В процессе заполнения инструктирование или пояснения уже не допускаются.
Обработка результатов проводится следующим образом. На бланке регистрации ответов их номера расположены в одной строке, соответственно определенной шкале. Это дает возможность быстро подсчитать баллы по шкалам: нужно сложить число обведенных номеров. За вертикальной чертой на бланке регистрации ответов указано диагностическое значение (ДЗ) для каждой шкалы. Если число баллов достигает или превышает ДЗ, это указывает на определенный тип воспитания. Буквы за вертикальной чертой — это сокращенные названия шкал.
При наличии отклонений по нескольким шкалам необходимо обратиться к табл. «Диагностика типов негармоничного семейного воспитания» для определения типа негармоничного семейного воспитания.
Опросник позволяет выявлять только виды патологизирующего семейного воспитания и не предназначен для исследования параметров адекватного воспитания.
В случаях, когда на бланках испытуемых не диагностируется ни одна из шкал, следует сделать как минимум два вывода:
— возможно установочное поведение испытуемых;
— их воспитательные действия скорее относятся к адекватным, нежели к патологизирующим.
Опросник АСВ для родителей детей в возрасте 3-10лет.
Инструкция
Уважаемый родитель! Предлагаемый вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов».
Читайте по очереди утверждения опросника. Если вы в общем согласны с ними, то на «Бланке для ответов» обведите кружком номер утверждения. Если вы в общем не согласны — зачеркните этот же номер в бланке. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше пяти.
В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений.
Отвечайте так, как вы сами думаете. Этим вы поможете психологу в работе с вами.
На утверждения, номера которых выделены в опроснике жирным шрифтом, отцы могут не отвечать.
Вариант опросника для детей с 11 лет.
1) Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).
2) У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) — пообщаться, поиграть.
3) Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которые не разрешают многие другие родители.
4) Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался сам (сама).
5) Наш ребенок имеет больше обязанностей по уходу за собой и поддержанию порядка, чем большинство детей его возраста.
6) Моего ребенка очень трудно заставить сделать что-нибудь, чего он не любит.
7) Всегда лучше, если дети не думают о том, правильно ли поступают их родители.
8) Мой сын (дочь) легко нарушает запреты.
9) Если хочешь, чтобы твой(я) сын (дочь) стал(а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.
10) Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).
11) Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказал(а) бы.
12) Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга.
13) Младшие дети мне нравятся больше, чем старшие.
14) Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я поступил(а) по отношению к нему (ней) неправильно.
15) У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.
16) Общение с детьми в общем-то утомительное дело.
17) У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые нередко выводят меня из себя.
18) Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой(моя) муж (жена) не мешал(а) бы мне.
19) Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.
20) Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.
21) Мой сын (дочь) для меня самое главное в жизни.
22) Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой ребенок.
23) Если игрушка ребенку нравится, я куплю ее, сколько бы она не стоила.
24) Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить ему (ей).
25) Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).
26) Нередко бывает так: напоминаю, напоминаю сыну (дочери) сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а).
27) Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.
28) Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему (ей) играть.
29) Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.
30) Я очень редко ругаю сына (дочь).
31) В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.
32) Мы с ребенком понимаем друг друга лучше, чем мы с супругом.
33) Меня огорчает, что мой сын (дочь) слишком быстро становится взрослым (взрослой).
34) Если ребенок упрямится из-за плохого самочувствия, лучше сделать так, как он хочет.
35) Мой ребенок растет слабым и болезненным.
36) Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.
37) У моего сына (дочери) есть недостатки, которые не исправляются, хотя я упорно с ними борюсь.
38) Нередко бывает, что, когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (ее).
39) Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.
40) Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.
41) Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.
42) Мне много раз приходилось пропускать родительские собрания.
43) Стремлюсь к тому, чтобы мой ребенок был обеспечен лучше, чем другие дети.
44) Если побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать.
45) Мне часто приходилось давать моему сыну (дочери) трудные для его (ее) возраста поручения.
46) Мой ребенок никогда не убирает за собой игрушки.
47) Главное, чему родители могут научить своих детей, — это слушаться.
48) Мой ребенок сам решает, сколько, чего и когда ему есть.
49) Чем строже родители относятся к ребенку, тем лучше для него.
50) По характеру я — мягкий человек.
51) Если моему сыну (дочери) что-то от меня нужно, он(а) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.
52) Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение.
53) Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.
54) Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют к нему подойти.
55) Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).
56) Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.
57) Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.
58) Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа (жену).
59) Мужчина хуже умеет понимать чувства другого человека, чем женщина.
60) Женщина хуже может понять чувства другого человека, чем мужчина.
61) Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось и приходится отказываться.
62) Родители, которые слишком много суетятся вокруг своих детей, вызывают у меня раздражение.
63) Я трачу на моего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.
64) Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Сам(а) лучше знаю, чего ему (ей) больше надо.
65) У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у большинства его (ее) товарищей.
66) Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей) хочется, а не то, что надо.
67) Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.
68) Если мой ребенок не спит, когда ему положено, я не настаиваю.
69) Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим детям.
70) От наказаний мало проку.
71) Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют, другие, наоборот, очень суровы.
72) Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил(а) никого, кроме меня.
73) Мне нравятся маленькие дети, поэтому не хотел(а) бы, чтобы он(а) слишком быстро взрослел (а).
74) Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).
75) В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходится ему (ей) многое позволять.
76) Воспитание детей — тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не получаешь ничего.
77) С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное средство — это постоянные строгие наказания.
78) Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.
79) Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.
80) Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.
81) Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его (ее) делах, здоровье и т. д.
82) Так повелось, что о ребенке я вспоминаю, если он что- нибудь натворил или с ним что-нибудь случилось.
83) Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего он (она) хочет.
84) Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.
85) Стараюсь как можно раньше приучить ребенка помогать по дому.
86) У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.
87) Даже если дети уверены, что родители не правы, они должны делать так, как говорят старшие.
88) В нашей семье так принято, что ребенок делает что хочет.
89) Бывают случаи, когда лучшее наказание — ремень.
90) Многие недостатки в поведении моего ребенка пройдут сами собой с возрастом.
91) Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы беремся за него (нее). Если все тихо, мы опять оставляем его (ее) в покое.
92) Если бы мой сын не был моим сыном, а я была бы моложе, то наверняка бы в него влюбилась.
93) Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.
94) В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не умел(а) его (ее) воспитывать.
95) Только благодаря нашим огромным усилиям наш(а) сын (дочь) остался (осталась) жить.
96) Нередко я завидую тем, кто живет без детей.
97) Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он(а) немедленно использует это во вред себе или окружающим.
98) Нередко бывает, что я говорю сыну (дочери) одно, а муж (жена) специально говорит наоборот.
99) Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.
100) Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.
101) Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя,
102) Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).
103) Желание моего сына (дочери) для меня — закон.
104) Мой сын очень любит спать со мной.
105) У моего сына (дочери) плохой желудок.
106) Родители нужны ребенку, лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.
107) Ради сына (дочери) я пошел (пошла) бы на любую жертву.
108) Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.
109) Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему (ей) все прощаю.
110) Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.
111) Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.
112) Большинство детей — маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.
113) Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.
114) Когда все благополучно, я меньше всего интересуюсь делами сына (дочери).
115) Мне очень трудно сказать своему ребенку «нет».
116) Меня огорчает, что мой сын (дочь) все менее нуждается во мне.
117) Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем у большинства других детей.
118) Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.
119) Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.
120) Большую часть своего времени сын (дочь) проводит вне дома — в яслях, детском саду, у родственников.
121) У моего сына (дочери) вполне хватает времени на игры и развлечения.
122) Кроме моего сына, мне больше никто на свете не нужен.
123) У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.
124) Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж).
125) Все, чему научился мой ребенок к настоящему времени, произошло только благодаря моей постоянной помощи.
126) Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).
127) Я не могу вспомнить, когда в последний раз отказал(а) своему ребенку в покупке какой-нибудь вещи (мороженое, конфеты, пепси и т. д.).
128) Мой сын говорил мне: «Вырасту, женюсь на тебе, мама».
129) Мой сын (дочь) часто болеет.
130) Семья лишь осложняет мою жизнь.
Эта часть обычно не показывается | ||||||
Диагностические значения | ||||||
Названия шкал | ||||||
1 | 21 | 41 | 61 | 81 | Г+ | 7 |
2 | 22 | 42 | 62 | 82 | Г- | 8 |
3 | 23 | 43 | 63 | 83 | У+ | 8 |
4 | 24 | 44 | 64 | 84 | У- | 4 |
5 | 25 | 45 | 65 | 85 | Т+ | 4 |
6 | 26 | 46 | 66 | 86 | Т- | 4 |
7 | 27 | 47 | 67 | 87 | З+ | 4 |
8 | 28 | 48 | 68 | 88 | З- | 3 |
9 | 29 | 49 | 69 | 89 | С+ | 4 |
10 | 30 | 50 | 70 | 90 | С- | 4 |
11 | 31 | 51 | 71 | 91 | Н | 5 |
12 | 32 | 52 | 72 | 92 | РРЧ | 6 |
13 | 33 | 53 | 73 | 93 | ПДК | 4 |
14 | 34 | 54 | 74 | 94 | ВН | 5 |
15 | 35 | 55 | 75 | 95 | ФУ | 6 |
16 | 36 | 56 | 76 | 96 | НРЧ | 7 |
17 | 37 | 57 | 77 | 97 | ПНК | 4 |
18 | 38 | 58 | 78 | 98 | ВК | 4 |
19 | 39 | 59 | 79 | 99 | ПЖК | 4 |
20 | 40 | 60 | 80 | 100 | ПМК | 4 |
101 | 107 | 113 | 119 | 125 | Г+ | |
102 | 108 | 114 | 120 | 126 | Г- | |
103 | 109 | 115 | 121 | 127 | У+ | |
104 | 110 | 116 | 122 | 128 | РРЧ | |
105 | 111 | 117 | 123 | 129 | ФУ | |
106 | 112 | 118 | 124 | 130 | НРЧ |
СУЩНОСТЬ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Нарушение процесса воспитания в семье.
Ниже приводятся описание тех шкал опросника АСВ, которые предназначены для диагностики нарушений воспитания и для выявления типов негармоничного (патологизи- рующего) семейного воспитания.
А. Уровень протекции в процессе воспитания
Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители воспитанию ребенка. К нарушениям приводят два полярных уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).
Гиперпротекция (шкала Г+). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится центральным делом их жизни.
К типичным высказываниям таких родителей относятся: «Все, что я делаю, я делаю ради своего ребенка»; «Мой ребенок для меня — самое главное в жизни»; «Заботы о ребенке занимают большую часть моего времени» и пр.
Гипопротекция (шкала Г-). Ситуация, при которой ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки» или родителю «не до него». К ребенку обращаются лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.
Б. Степень удовлетворения потребностей ребенка
Речь идет о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально- бытовых (питание, одежда, игрушки и т. п.), так и духовных — прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании. Данная характеристика принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его собственных потребностей. Так называемое «спартанское воспитание» является с одной стороны примером высокого уровня протекции, поскольку родитель много занимается воспитанием, но и низкого уровня удовлетворения потребностей ребенка — с другой. В рамках данной характеристики также возможны два полярных отклонения.
Потворствование (шкала У+). О потворствовании мы говорим в тех случаях, когда родители стремятся удовлетворять любые потребности ребенка или подростка — «балуют» его. Любое его желание для них закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией: «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего сами были
лишены в свое время, что ребенок растет без отца и т. д. Типичные высказывания приведены в шкале У+. При потворствовании родители нередко бессознательно проецируют на детей свои неудовлетворенные потребности.
Игнорирование потребностей ребенка (шкала У—). Данный стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стремлением родителя удовлетворять потребности ребенка. Чаще при этом страдают духовные запросы, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.
В. Количество требований, предъявляемых ребенку в семье
Требования к ребенку со стороны родителей — неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, то есть тех заданий, которые он выполняет. Это учеба, уход за собой, участие В’ организации быта, помощь другим членам семьи. Во-вторых, требования проявляются как запреты родителей, устанавливающие, что ребенок не должен делать. Наконец, невыполнение требований ребенком может повлечь за собой применение санкций со стороны родителей — от мягкого осуждения до суровых наказаний.
Формы нарушений системы требований к ребенку различны, поэтому высказывания родителей, отражающие их, представлены в целом ряде шкал: Т+, Т-; 3+, З—; С+, С—.
Чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+).
Именно это качество лежит в основе патологизирующего воспитания типа «повышенная моральная ответственность». Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию личности, но, напротив, могут нанести психологическую травму.
Недостаточность требований-обязанностей (шкала Т—).
В этом случае количество обязанностей в семье у ребенка минимальное. Эта особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо домашнему делу.
Чрезмерность требований-запретов (шкала 3+). Такой подход может лежать в основе патологизирующего воспитания типа «доминирующая гиперпротекция». В этой ситуации ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих свободу и самостоятельность.
У стеничных детей и подростков такое воспитание форсирует возникновение реакций оппозиции и
эмансипации, у менее стеничных — предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной акцентуаций. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед
любыми проявлениями самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, к которым может привести хотя бы незначительное нарушение запретов, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли ребенка.
Недостаточность требований-запретов к ребенку (шкала З—). В этом случае ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывает-
ся перед родителями, которые при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки для его поведения. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного и особенно неустойчивого типа личности у подростка.
Чрезмерность (строгость) санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (шкала С+). Чрезмерность санкций характерна для воспитания по типу «жестокое обращение ». Такие родители — приверженцы строгих наказаний, неадекватно реагирующие даже на незначительные проступки.
Типичные высказывания отражают их убеждение в пользе строгого обращения с детьми и подростками (см. шкалу С+).
Минимальность санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (шкала С—). Такие родители либо предпочитают обходиться вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они сомневаются в результативности наказания и полагаются на поощрения.
Г. Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н)
Под неустойчивым воспитанием (Н) мы понимаем резкую смену воспитательных приемов. Оно проявляется как колебания между строгим и либеральным стилем, между повышенным вниманием к ребенку и его эмоциональным отвержением.
Неустойчивость стиля воспитания содействует формированию таких черт, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и нередко встречается в семьях детей и подростков с отклонениями характера. Обычно родители признают факт незначительных колебаний в воспитании
ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.
Диагностика типов негармоничного (патологизирующего) воспитания
Перечисленные нарушения семейного воспитания могут встречаться в разных сочетаниях. Однако особое значение с точки зрения анализа причин таких состояний, как характерологические нарушения, расстройства личности, а также непсихотические психогенные нарушения поведения и неврозы, имеют следующие устойчивые сочетания (табл.). Они образуют типы негармоничного (патологизирующего)
воспитания ребенка в семье.
ДИАГНОСТИКА ТИПОВ НЕГАРМОНИЧНОГО СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Тип воспитания | Устойчивые сочетания особенностей воспитательного процесса | ||||
Уровень протекции П(Г+,Г-) | Полнота удовлетворения потребностей У(У+,У-) | Степень предъявления требований Т(Т+,Т-) | Степень запретов З(З+,З-) | Строгость санкций С(С+,С-) | |
Потворствующая гиперпротекция | + | + | - | - | - |
Доминирующая гиперпротекция | + | ± | ± | + | ± |
Повышенная моральная ответственность | + | - | ± | ± | + |
Эмоциональное отвержение | - | - | ± | ± | ± |
Жестокое обращение | - | - | ± | ± | + |
Гипопротекция | - | - | - | - | ± |
Примечание: «+» означает чрезмерную выраженность соответствующей особенности; «—» — недостаточную выраженность; ± — означает, что при данном типе воспитания возможны как чрезмерность, так и недостаток указанной особенности.
Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+ при Т-, 3-, С-). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных и гипертимных черт личности у детей и подростков.
Доминирующая гиперпротекция (Г+, У±, Т±, 3+, С±). Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обусловливают острые аффективные всплески экстрапунитивного типа. При тревожно- мнительном и астеническом типах акцентуаций доминирующая гиперпротекция значительно усиливает астенические черты.
Повышенная моральная ответственность (Г+, У—’, Т+, 3+, С±). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Стимулирует развитие черт тревожно- мнительной акцентуации личности.
Эмоциональное отвержение (Г—, У—, Т+, 3±, С±). В крайнем варианте — это воспитание по типу «Золушки». В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или — чаще — неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными аспектами собственной жизни.
Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают в отношениях с ним большую дистанцию. Эмоциональное отвержение формирует и усиливает черты инертно-импульсивной акцентуации и эпилептоидного расстройства личности, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной и астенической
акцентуациями.
При жестоком обращении родителей с детьми (Г—, У—, Т±, 3±, С+) на первый план выходит эмоциональное отвержение, которое проявляется в форме наказания: избиение и истязание, лишение удовольствий, фрустрация потребностей.
Гипопротекция (гипоопека — Г—, У – , Т—, 3—, С±). Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Подобное воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов.
Психологические причины нарушений в семейном воспитании
Причины патологизирующего воспитания различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное взаимодействие. В этом случае показано повышение психологической грамотности родителей (разъяснительная работа) и рациональная психотерапия.
Однако нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют особенности самих родителей. Довольно часто в практике психотерапевта ветре чаются две группы причин: личностные расстройства самих родителей и их психологические проблемы, решаемые за счет ребенка.
А. Личностные расстройства родителей
Акцентуации и расстройства личности родителей нередко предопределяют нарушения в воспитании детей. При неустойчивой акцентуации родитель чаще склонен проводить воспитание, характеризующееся гипопротекцией, пониженным удовлетворением потребностей ребенка и уровнем требований
к нему.
Инертно-импульсивная акцентуация чаще других обусловливает доминирование, жестокое обращение с ребенком. Доминирование может быть также связано с чертами тревожной мнительности.
Демонстративно-гиперкомпенсаторная акцентуация личности у родителей нередко предрасполагает к противоречивому типу воспитания: демонстрируемая забота и любовь к ребенку при зрителях сочетается с эмоциональным отвержением при отсутствии таковых.
В случаях, когда с помощью опросника АСВ выявлены перечисленные типы негармоничного воспитания, с помощью дополнительных методов психодиагностики необходимо выявить особенности личности родителей, чтобы убедиться в том, что именно они играют решающую роль в возникновении нарушений. Затем психолог и психотерапевт работают над осознанием родителями взаимосвязи между их личностными особенностями, типом воспитания и нарушениями поведения у подростка или ребенка.
Б. Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка
В этом случае в основе негармоничного воспитания лежит какая-то личностная проблема родителя, чаще всего носящая характер неосознаваемой потребности. Родитель пытается разрешить эту проблему (удовлетворить потребность) за счет воспитания ребенка. Попытки разъяснительной работы, уговоров сменить стиль воспитания тут неэффективны.
Перед психологом и психотерапевтом встает трудная задача выявить психологическую проблему у родителя, помочь ему осознать ее, преодолев действие защитных механизмов.
Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ). Соответствующее нарушение воспитания — повышенная протекция (потворствующая или доминирующая).
Такое нарушение воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения в силу каких-либо причин деструктивны: отсутствие супруга (смерть, развод) либо отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (несоответствие характеров,эмоциональная холодность и др.). Нередко при этом мать, реже — отец, сами того не осознавая, хотят, чтобы ребенок или подросток стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Родители стремятся к тому, чтобы он удовлетворил
хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье реализуются в отношениях супругов — во взаимной исключительной привязанности, частично — как эротические потребности.
При этом мать нередко отказывается от вполне реальной возможности повторного замужества. Появляется стремление отдать ребенку (подростку) — чаще противоположного пола — «все чувства», «всю любовь». В детстве стимулируется эротическое отношение к родителям — ревность, детская влюбленность. Когда ребенок достигает подросткового возраста, у родителя возникает страх перед его самостоятельностью.
Появляется стремление удержать его с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции. Стремление к расширению сферы родительских чувств за счет включения эротических потребностей в отношениях матери и ребенка, как правило, матерью не осознается.
Эта психологическая установка проявляется косвенно, в частности в высказываниях, что ей никто не нужен кроме сына, и в характерном противопоставлении идеализированных отношений с сыном не удовлетворяющим ее отношениям с мужем. Иногда такие матери осознают свою ревность к подругам сына, хотя чаще ревность проявляется в виде многочисленных придирок к ним.
Предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК).
Соответствующее нарушение воспитания — потворствующая гиперпротекция. В этом случае родители склонны игнорировать взросление детей, стимулировать у них сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Для таких родителей подросток все еще «маленький ». Нередко они открыто признают, что маленькие дети вообще им нравятся больше, что с большими не так интересно.
Страх перед взрослением детей иногда связан с особенностями биографии родителя (он имел младшего брата или сестру, на которых в свое время переместилась любовь родителей, в связи с чем свое старшинство он воспринимал как несчастье).
Рассматривая подростка как «еще маленького», родители снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию и тем самым стимулируя развитие психического инфантилизма.
Воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН). Соответствующее нарушение воспитания — потворствующая гиперпротекция либо просто пониженный уровень требований. Воспитательную неуверенность можно назвать «слабым местом» личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком (подростком) в пользу последнего. Родитель идет на поводу У ребенка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его же мнению, никак нельзя. Это происходит потому что, подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал
его «слабое место» и добивается для себя положения «минимум требований — максимум прав». Типичная комбинация в такой семье — бойкий, уверенный в себе подросток (ребенок), смело ставящий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ним родитель.
В одних случаях «слабое место» обусловлено тревожно-мнительными чертами личности родителя. В других эта особенность формируется во взаимоотношениях родителя с его собственными родителями. В определенных условиях дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными взрослыми, видят в своих детях ту же требовательность и эгоцентричность и испытывают к ним то же чувство «неотплатного долга», что испытывали ранее к собственным родителям. Неуверенные родители в типичном случае признают, что совершили массу ошибок в воспитании. Они боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.
Фобия утраты ребенка (шкала ФУ). Соответствующее нарушение воспитания — потворствующая или доминирующая гиперпротекция. «Слабое место» — повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности и т. д.
Один источник таких переживаний можно найти в истории появления ребенка на свет: его долго ждали, предприняв много усилий для лечения бесплодия, он родился хрупким и болезненным, с большим трудом удалось его выходить и т. д. Другой источник — перенесенные ребенком тяжелые заболевания,
если они были длительными и частыми. Отношение родителей к ребенку или подростку формировалось под
воздействием страха утраты. Этот страх заставляет родителей тревожно прислушиваться к любым пожеланиям ребенка и спешить удовлетворить их (потворствующая гиперпротекция), в других случаях — мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция). В типичных высказываниях родителей отражена их ипохондрическая боязнь за ребенка: они находят у него множество болезненных проявлений, свежи
воспоминания о прошлых переживаниях по поводу здоровья подростка.
Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ). Соответствующие нарушения воспитания — гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение.
Адекватное воспитание детей и подростков возможно лишь тогда, когда родителями движут достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реализовать себя в детях», «продолжить себя». Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречается у родителей подростков с отклонениями личностного развития. Однако это явление очень редко ими осознается.
Внешне оно проявляется в нежелании иметь дело с ребенком (подростком), с ним разговаривать, в поверхностном интересе к его делам. Причиной неразвитости родительских чувств у человека может быть то, что он сам в свое время не получил родительского тепла (отвержение в детстве собственными родителями). Другой причиной могут быть личностные особенности родителя, например выраженная интровертированность или шизоидность. Замечено, что родительские чувства слабее развиты у очень молодых людей, хотя усиливаются с возрастом (пример любящих бабушек и дедушек). При относительно благоприятных условиях жизни семьи неразвитость родительских чувств обусловливает гипопротекцию и особенно эмоциональное отвержение. При трудных, напряженных, конфликтных отношениях в семье на ребенка часто перекладывают значительную долю родительских обязанностей (тип воспитания «повышенная моральная ответственность») либо к ребенку возникает раздражительно-враждебное отношение. Типичные высказывания родителей содержат жалобы на то, насколько утомительны родительские обязанности, сожаление, что эти обязанности отрывают их от чего-то более важного и интересного. Для женщин с неразвитым родительским чувством довольно характерно стремление к эмансипации и желание любым путем «устроить свою жизнь».
Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелаемых качеств (шкала ПНК). Соответствующие нарушения воспитания — эмоциональное отвержение, жестокое обращение.
Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель как бы видит черты характера, которые не признает в самом себе. Это могут быть: агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, негативизм, реакции протеста, несдержанность и т. д. Ведя борьбу с этими, истинными или мнимыми, качествами ребенка, родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежелаемым качеством в ком-то другом помогает ему поверить, что он сам свободен от данного качества. Родители много и охотно говорят о непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами
и слабостями ребенка, о мерах и наказаниях, которые они тут применяют. В их высказываниях сквозит неверие в ребенка, нередки инквизиторские интонации с характерным стремлением в любом поступке выявить «истинную», т. е. неприглядную, причину. В качестве этой причины чаще всего и выступает особенность, с которой родитель неосознанно борется.
Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК). Соответствующие нарушения — противоречивый тип воспитания — соединение потворствующей гиперпротекции одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого. Конфликт во взаимоотношениях между супругами — нередкое явление, даже в относительно стабильных семьях. В подобных условиях воспитание превращается в «поле битвы» родителей. Здесь они получают возможность открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка». При этом разница во мнениях чаще всего радикальна: один настаивает на самом строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен «жалеть» ребенка, идти у него на поводу. Характерное проявление вынесения конфликта — выражение недовольства воспитательными методами другого супруга. При этом легко обнаружить, что каждого интересует не столько воспитание ребенка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах. Шкала ВК отражает типичные высказывания «строгой» стороны. Это связано с тем, что именно строгая сторона, как правило, становится инициатором обращения к врачу или психологу.
Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от пола ребенка (шкала предпочтения мужских качеств — ПМК и шкала предпочтения женских качеств —ПЖК). Соответствующие нарушения воспитания — потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение. Нередко отношение родителя к ребенку обусловлено не реальными особенностями ребенка, а такими чертами, которые родитель приписывает его полу, то есть мальчику или девочке вообще. Так, когда родитель предпочитает женские качества, наблюдается неосознанное неприятие ребенка-мальчика. В таком случае приходится сталкиваться со стереотипными суждениями о мужчинах вообще: «Мужчины в основном грубы, неопрятны. Они легко поддаются животным побуждениям, агрессивны и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму. Любой же человек, будь то мужчина или женщина, должен стремиться к противоположным качествам: быть нежным, деликатным, опрятным, сдержанным в чувствах». Именно такие качества родитель данного типа видит в женщинах. Примером тут может служить отец, видящий массу недостатков у сына и считающий, что таковы же и все его сверстники. В то же время этот отец без ума от младшей сестры мальчика, так как находит у нее одни достоинства. Тогда в отношении ребенка мужского пола формируется тип воспитания «эмоциональное отвержение». Возможен противоположный перекос с выраженной антиженской установкой, пренебрежением к матери ребенка, его сестрам. В этих условиях по отношению к мальчику может сформироваться воспитание по типу «потворствующей гиперпротекции ».