О страхах написано больше, чем о любом другом явлении эмоциональной жизни человека.
В то же время путь, которым каждый человек избавляется от ограничивающих развитие страхов, уникален. И начинается он с самопознания и исследования своего «джентельменского набора» или «лестницы» страхов. Приемов и методов подобной работы в практической психологии существует множество. В каждом направлении свои точки опоры и изюминки.
О СУЩЕСТВЕ СТРАХА И О ПРОТИВОРЕЧИЯХ ЖИЗНИ (из книги Ф.Римана “Основные формы страха”)
• Страх является неизбежной принадлежностью нашей жизни.
• Постоянно изменяясь, он сопровождает нас от рождения до смерти.
• Вся наша история от прошлого до настоящего состоит из попыток преодолеть, уменьшить, пересилить или обуздать страх.
• Мы использовали для этого магию, религию , науку , эзотерику, различные другие способы.
• Посвящения себя Богу и любви, исследованию законов природы, аскетический образ жизни и философское познание едва ли устраняют страх, но помогают его переносить и, может быть, делают более плодотворным наше развитие.
• Надежда на возможность прожить без страха остается иллюзией; он содержится в нашем существовании и является отражением нашей зависимости и нашего знания о неизбежности смерти.
• Мы пытаемся противопоставить развитию страха наше мужество, доверие, знания, силу, надежду, покорность, веру и любовь.
• Это может помочь нам ужиться со страхом и объяснить его, но он постоянно побеждает вновь.
• К методам, которые направлены на освобождение от страха, мы относимся скептически; они несправедливы по отношению к бытию и возбуждают несбыточные ожидания.
• Хотя страх неотступно пронизывает нашу жизнь, это не обязательно означает, что мы продолжительное время осознаем его.
• Он может возникать в сознании лишь на мгновение, концентрируясь на внутренних или внешних переживаниях.
• Мы имеем склонность с помощью различной развивающейся техники смягчать, преодолевать, успокаивать, обманывать и отрицать страх.
• Однако, как смерть не прекращает свое существование, несмотря на то, что мы о ней не думаем, так не исчезает и страх.
• Страх существует независимо от культуры и уровня развития, ибо, как только мы полагаем, что победили или преодолели страх, появляется другой вид страха, а также другие средства и мероприятия, направленные на его преодоление.
• Мы в настоящее время не боимся больше грома и молнии, солнечных и лунных затмений и относимся к ним как к интересным явлениям природы, но не можем избавиться от переживаний страха, так как исчезновение некоторых предрассудков не исключает возможности гибели мира.
• В связи с этим мы сегодня испытываем страх перед угрозой новых болезней, перед возможным несчастным случаем на транспорте, страх старости или одиночества.
• Методы борьбы со страхом до сих пор почти не изменились.
• Только вместо принесения жертв и магических заклинаний сегодня модно прикрывать страх с помощью фармакологических средств, но он по-прежнему остается с нами.
• Преодолевая определенные страхи благодаря успехам науки и техники, мы обмениваем их на новые страхи.
• В сущности, страх является неизбежным спутником жизни, иного не дано.
• Один новый вид страха относится к нашей теперешней жизни: мы знаем, что страх увеличивается тогда, когда наш образ жизни и деятельности изменяется вопреки нашему желанию.
• Мы испытываем страх перед тем, что можем лишиться собственных сил,
• Мы думаем об опасностях, которые могут нанести нам злоупотребление атомными силами или нарушение природного равновесия.
• Наше существование носит двойственный характер и кажется нам бумерангом, направленным на нас самих.
• Наша воля к могуществу, любви и смирению ошибочна, так как воля к могуществу и обладанию направлена против природы и жизни и вызывает у нас страх, который при манипулировании им вызывает душевную опустошенность.
• Если раньше человек испытывал страх перед силами природы, будучи беззащитным перед нею, угрожающими демонами и могущественным Богом, то теперь мы боимся самих себя.
• Представляется иллюзией, что прогресс и, в равной степени регресс, имеют влияние на наши страхи.
• Иногда это может быть и так, но следствием (прогресса или регресса) являются новые страхи.
• Переживание страха содержится в самом нашем существовании.
• Общепринятым является то, что каждый человек имеет свои личностные видоизменения страха: страх тем меньше выражен, чем более абстрактными являются для данной личности смерть, любовь или другие представления.
• Каждый человек имеет собственную индивидуальную форму страха, которая так же относится к образу жизни человека, как присущая только ему форма любви и его собственная, индивидуальная неизбежность смерти.
• Страх индивидуален и отражает личностные особенности каждого человека, он имеет место при всех общественных устройствах.
• Наш личный страх связан с нашими индивидуальными условиями жизни, нашей предрасположенностью и нашим окружением,
• Наш страх имеет свою историю развития и начинается, практически, с момента начала нашего развития (т. е. рождается вместе с нами).
• Если рассматривать страх “без страха”, то создается впечатление, что он имеет двойственный аспект: с одной стороны, страх активизирует нас, а с другой – парализует.
• Страх всегда есть сигнал и предупреждение об опасности, в равной степени он содержит предложение, т. е. импульс к преодолению этой опасности.
• Предположения об источнике страха и его осознание свидетельствуют об определенной ступени развития, о достижении зрелости.
• Уклонение от формулирования и объяснения страха приводит к его стагнации; это тормозит наше дальнейшее развитие и оставляет нас на том уровне детства, когда границы страха непреодолимы.
• Страх всегда возникает в тех случаях, когда мы оказываемся в неразрешимой или еще неразрешенной ситуации.
• Каждое развитие, каждый шаг к зрелости связаны со страхом, если они приводят нас к чему-то новому, до этого неизвестному и неизведанному во внутренней или внешней ситуации, не пережитому нами.
• Все новое, неизвестное, впервые случившееся или пережитое, наряду с привлекательностью нового, влечением к авантюрам и риску, также сопровождается страхом.
• Так как наша жизнь всегда приводит к новому, недостижимому и неизведанному, ее всегда сопровождает страх.
• Он появляется раньше всего в сознании как важный пункт нашего развития и по мере взросления утрачивает привычные пути и направления для разрешения или преобразования новых задач.
• Развитие, взросление и созревание со всей очевидностью сопровождаются деятельностью по преодолению страха,
• Каждый наш возраст с соответствующими ступенями зрелости сопровождается страхом, который возникает вновь и усиливается после преодоления каждой ступени.
• Представляются совершенно нормальными страхи, связанные с возрастными изменениями, которые здоровый человек переносит и перерастает и которые важны для его успешного развития.
• Вспомним свои первые самостоятельные шаги в детстве.
• Мы испытываем страх, возникающий тогда, когда материнские руки впервые оставляют нас, и страх одиночества перед необходимостью преодоления свободного пространства.
• Вспоминая о наиболее значительных событиях нашей жизни, мы говорим о страхе, который овладевает ребенком в начале школьного периода его жизни, когда ребенок меняет привычные в семье отношения на новое общество и утверждает себя в этом обществе.
• Мы вспоминаем наше отрочество и юность с первым знакомством с противоположным полом, эротическим томлением и тягой к сексуальным встречам, первые шаги профессиональной жизни, создание своей собственной семьи, материнство, наконец, родителей и встречу со смертью – и всегда находим страх, который овладевает нами перед первым приобретением нового опыта.
• Все эти виды страха являются органичными составляющими нашей жизни, так как связаны с соматическим, душевным и социальным развитием, с овладением новыми функциями при вступлении в общество или содружество.
• Страх всегда сопровождает каждый новый шаг по пересечению границ привычного, требующий от нас решимости перейти от изведанного к новому и неизвестному.
• Наряду с этими страхами имеется изобилие индивидуальных страхов, нетипичных для указанных выше пограничных ситуаций.
• Эти страхи не могут быть поняты другими, потому что они непознаваемы для нас самих. Для одних пусковым механизмом страха является одиночество, для других – скопление людей,
• Приступы страха возникают, когда мы переходим через мост или пустое пространство,
• Мы не можем находиться в замкнутом пространстве;
• Мы испытываем страх при виде безвредных безобидных животных – жуков, пауков или мышей.
• Мы испытывали различные другие страхи
• Все многообразие страхов можно определить и описать как “основные формы страха”, к которым можно отнести все возможные страхи.
• Страх в своих экстремальных вариантах принимал разрушительные формы или переносился на другие объекты.
• Дело в том, что мы имеем склонность связывать непреодолимый и непереработанный страх с совершенно безобидными эрзац-объектами, от которых легче уклониться, чем от истинного источника страха.
• Основные формы страха взаимосвязаны с нашим самочувствием в этом мире и с нашей напряженной распределенностью между двумя большими антиномиями, которые мы переживаем в их неразрывной противоположности и повторяемости.
• Рождаясь в этом мире, мы повинуемся четырем могущественным импульсам:.
• Мы испытываем потребность каждый основной импульс в человеческой сфере перевести на язык психологии, находя соответствие им в переживаниях, столкновение которых проявляется в упомянутых выше противоположностях, и при этом определяем основные формы страха, которые взаимодействуют на глубинных уровнях человеческого духа.
• -Ротация, собственное вращение, соответствует психологическому смыслу требования индивидуальности, т. е. является условием индивидуального существования.
• – Революция, движение соответствует требованиям подчинения великой общности; наши собственные закономерности и наши собственные желания ограничены в пользу сверхперсональных связей.
• – Центростремительное направление, сила тяжести на психическом уровне соответствует нашему стремлению к постоянству и устойчивости;
• – Центробежное направление или центробежные силы соответствуют нашему стремлению вперед, к изменениям и переменам.
• В соответствии с этими космическими аналогиями мы обосновываем четыре основных требования, которые повторяются и взаимно дополняют друг друга во всех наших стремлениях.
• В сменяющихся формах проходит вся наша жизнь, и мы всегда хотим по-новому отвечать на ее требования.
• Первое требование, соответствующее в нашей аллегории ротации, означает, что каждый индивидуум для достижения самостоятельности и неповторимости своей личности должен отграничить себя от остальной человеческой массы, не обмениваясь с нею своими особенностями.
• К этому требованию присоединяется страх, который угрожает нам, когда мы отделяем себя от других, возникающий с момента рождения и связанный с тем, что мы являемся частью общности и боимся одиночества и изоляции.
• На всех уровнях, будь то расовые, семейные, национальные, половые, связанные с нашими надеждами или с нашей профессией, мы принадлежим к определенным группам, к которым мы испытываем чувство близости и родственной принадлежности, и вместе с тем, будучи индивидуумами и единичностью, стремимся к четкому различию от других людей.
• Это приводит к тому существенному факту, что одним из основных наших желаний является стремление не смешиваться с другими людьми и однозначно идентифицироваться с самим собой.
• Наше существование похоже на пирамиду, чье основание покоится на типичном и всеобщем, а вершина стремится освободиться от связи с всеобщим и увенчаться индивидуальным и единичным.
• С началом и развитием нашей единичности, т.е. с процессом индивидуализации, который мы выходим из системы отношений, описываемой формулой “быть таким же, как другие” и переживаем нашу единичность (единственность) и индивидуальность с чувством страха.
• Чем больше мы отделяемся от других, тем больше мы подвергаемся воздействию неуверенности, непонимания и отверженности.
• Не рискуя, с другой стороны, оторваться от коллектива и от типовой принадлежности, мы развиваем свою индивидуальность, решительно отстаивая свое человеческое достоинство.
• Второе требование, соответствующее в нашей аллегории революции, состоит в том, что мир, жизнь и человеческое сообщество открыты для нашего участия и требуют для этого отказа от “Я”, а в противном случае являются чуждыми, существующими независимо от нас и вне нас.
• Второе требование подразумевает, как это вытекает из всего смысла изложенного, самоотречение и самоотдачу.
• С этими понятиями связаны все страхи, заключающиеся в боязни утраты собственного “Я”, зависимые от необходимости самоотдачи и нежелания лишиться своей единичности и принести себя в жертву другим, что является необходимым для приспособления к требованиям большинства.
• Это, прежде всего, приводит к зависимости от нашего окружения, чувству покинутости и бессилия, которые возникают при угрозе исключения этой зависимости и защищенности. Риск остаться в одиночестве без связей с миром, без чувства принадлежности к находящемуся вне нас сопровождает всю нашу жизнь от момента рождения и вызывает у нас потребность к познанию мира.
• Мы вынуждены сталкиваться с этой первой антиномией несправедливости, которую возлагает на нас жизнь:
• Мы должны жить в условиях самопроверки и самоиспытания, а также самоотдачи и самозабвения, что одновременно вызывает страх перед задачей осуществления собственного “Я” и страх перед разрушением собственного “Я” (страх ликвидации становления “Я”.
• И, наконец, два других требования, находящиеся в полярном взаимоотношении к нашим решениям и дополняющие их.
• Третье требование, соответствующее в нашей аллегории центростремительному направлению или силе тяжести и означающее наше стремление к неизменности и продолжению.
• Мы должны в нашей жизни так хозяйствовать и располагаться, так планировать свое будущее, так стремиться к нему, как будто наша жизнь безгранична или как будто мир стабилен, будущее предвидимо, существование непреходяще, и при этом одновременно знать, что мы наполовину состоим из смерти и наша жизнь в течение мгновения приходит к своему концу.
• Это требование продолжения и устойчивости дает нам возможность иметь неопределенное будущее, вообще будущее и в связи с этим обеспечивать для себя хоть какую-то устойчивость и защиту.
• Оно сопровождается страхами, которые связаны со знанием о преходящем характере нашей зависимости и иррациональности планирования нашего существования, страхом перед риском всего нового, перед неопределенностью наших планов, перед вечной изменчивостью нашей жизни, которая никогда не останавливается и постоянно изменяет нас самих.
• Этот страх выражен в известном изречении о том, что нельзя дважды вступить в одну и ту же реку, так как река постоянно меняется.
• С другой стороны, отказываясь от принципа продолжительности и устойчивости существования, мы лишаемся способности что-либо делать и осуществлять, любая деятельность связана с нашим представлением об устойчивости и продолжительности.
• В противном случае мы не можем добиваться достижения наших целей.
• Мы живем, надеясь, что располагаем неограниченным временем, и эта иллюзорная стабильность, неизменность, иллюзорная вечность являются важнейшим импульсом для нашей деятельности.
• Четвертое требование в соответствующей аллегории центробежного направления или центробежной силы состоит в том, что мы всегда стремимся к расширению, изменчивости, развитию и преодолению, отказываясь от уже изведанного, преодолевая традиции и обыденность, расставаясь с достигнутым, для того чтобы попытаться пережить неизведанное.
• С этим требованием, которое дает нам возможность жизнерадостно развиваться, безостановочно и настойчиво открывать новое и проникать в тайну неизведанного, тесно связан страх перед необходимостью преодоления порядка, необходимости, правил и законов, инертности привычек, которые удерживают, сковывают и ограничивают наши возможности вопреки нашему движению к свободе.
• Этот страх, наконец, противоположен ранее описанным, при которых смерть связана с преходящим характером жизни, и связан со смертью от окоченения и застывания. Находясь под влиянием импульсов к изменениям и риску, забывая и преодолевая временные закономерности вселенной, мы остаемся привязанными к нашим привычкам, удерживаем и повторяем привычное существование.
• Мы в равной степени стремимся к стабильности и к изменениям, в связи с чем вынуждены в равной степени преодолевать как страх перед неизбежной изменчивостью, так и перед неизбежной необходимостью.
• Все наши страхи можно в общем виде можно представить в четырьех основных формах читателям:
– Страх перед самоотвержением, переживаемый как утрата “Я” и зависимость.
– Страх перед самосстановлением (стагнацией “Я”, переживаемый как беззащитность и изоляция).
– Страх перед изменением, переживаемый как изменчивость и неуверенность.
– Страх перед необходимостью, переживаемый как окончательность и несвобода.
• Все возможные варианты страха относятся, в конечном счете, к описанным вариантам основных форм и связаны с четырьмя основными импульсами, которые в любом случае встречаются попарно. Дополняя и противореча друг другу: как стремление к самосохранению и самообособленности с противоположным стремлением к самоотдаче и принадлежности к общему и, с другой стороны, как стремление к постоянству и безопасности с противоположным стремлением к изменениям и риску.
• Каждому нашему стремлению свойственен страх перед противоположным стремлением.
• Жизненный порядок возможен только тогда, когда наступает равновесие между этими противоположными импульсами.
• Такое равновесие не означает, нечто статичное, оно полно драматических внутренних противоречий, состоящих из внутренних достижений, сменяющихся последующими падениями.
• Характер каждого переживаемого нами страха и его выраженность в значительной степени зависят как от присущей нам предрасположенности, нашей наследственности, так и от окружающих условий, в которых мы находимся после рождения, а также от нашей соматической и душевно-духовной конституции, нашей биографии, истории становления нашей личности.
• Некоторые наши страхи объясняются их положением и жизненными условиями;
• Некоторые наши страхи связаны с такими причинами и условиями, истоки которых остаются скрытыми от нашего понимания.
• С положением и окружением, в которые входят семья, “среда” и общество, связаны определенные страхи, при наличии которых другие страхи как бы отходят на второй план.
• В нормальных условиях мы были способны избегать страха или даже преодолевать его.
• Нарушения или препятствия, возникающие в процессе нашего развития, вызывают как усиление, так и учащение страхов, с преобладанием при этом одной из основных форм страха.
• Нас тяжело угнетают и делают больными те страхи, размер которых превышает критическую массу при длительном их сдерживании.
• Наиболее тяжело угнетают страхи, которые переживались нами в детстве и против которых не была разработана какая-либо защита.
• Всегда, когда страх достигает большой интенсивности и стойкости или когда он возникает в том возрасте, когда еще не наступила зрелость, он с трудом поддается переработке.
• В таких случаях отпадает активизирующий позитивный аспект страха, тормозится или приостанавливается развитие и даже наблюдается возврат к ранним детским образцам поведения, следствием чего является образование симптомов.
• Мы стремимся сделать понятными не соответствующие данному возрасту переживания страха, достигающие такого количества, что их размер становится непереносимым, особенно если они встречаются в детском возрасте.
• Недостаточность развития “Я” в детстве представляет собой большое количество не переработанных страхов, которые без помощи извне могут причинить серьезный ущерб тогда, когда мы, испытывающие неосознаваемый непреодолимый страх, остаемся наедине с самим собой.
• Мы реагируем на такие исключительные ситуации, как война, арест, опасность для жизни, другие катастрофы, а также внутренние переживания и процессы, превышающие границы их толерантности по отношению к страху, реакциями паники, кратковременными исключительными состояниями или неврозами:
• В обычных (нормальных) условиях мы взрослые, в отличие от детей, имели гораздо более богатый выбор вариантов ответов и сил для противостояния страху:
• Мы продумывали ситуацию, познавали и изучали факторы, вызывающие страх,
• Мы старались понять, откуда исходит источник страха, и благодаря такому пониманию получали соответствующую помощь,
• В результате таких действий мы могли правильно оценить возможность угрозы.
• Всеми этими свойствами мы не располагали в детстве.
• Мы были слишком малы, чтобы распознать и различить объект своего страха,
• Мы были внутренне беспомощны,
• Мы не знали, как долго это может продлиться и что вообще случилось.
• Процесс образования моей личности не только отражает мою определенную соматическую конституцию, но и мои определенные установки, мое определенное поведение в мире моей жизни, то, как я строю свою биографию
• То, что является фатальным, т. е. психофизическая предрасположенность, так сливается с окружением нашего детства и с личностью наших родителей, а также с правилами игры в данном обществе, что действительные границы образования нашей самости могут изменяться, т. е. не являются чем-то неизменным и привнесенным как данность.
• Преобладание одной из четырех основных форм страха или, с другой точки зрения, прекращение действия одного из четырех основных типов импульсов приводят нас к четырем типам личностной структуры или к четырем способам существования в мире.
• К каждой форме страха Мы относимся с той или иной степенью акцентуации.
• Эту личностную структуру мы понимаем также как одностороннюю акцентуацию в связи с одним из четырех основных видов страха.
• Такие проявления и односторонняя направленность, которые мы понимаем как личностную структуру, имеют своим источником раннее детское развитие.
• Соответственно, мы рассматриваем как один из признаков психического здоровья то, какой из четырех основных импульсов преобладает в наших жизненных переживаниях, что одновременно означает, какая из четырех основных форм страха свойственна нашей личности.
• Четыре личностные структуры отражают психическую норму с определенной акцентуацией.
• Мы сталкиваемся с невротическими вариантами личностных структур, которые в психотерапии и глубинной психологии описываются как четыре большие невротические формы: шизоидная, депрессия, невроз навязчивостей и истерия.
• В зависимости от степени выраженности одного из четырех способов существования в мире и их односторонней направленности мы имеем различные проявления их нарушений в легкой, средней и тяжелой степени их выраженности.
Подробней на сайте: первоисточник:
http://www.syntone.ru/library/psytests/content/1536.html