КТО Я?
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
Определение интересов и способностей подростков, старших школьников и выпускников школ
СОДЕРЖАНИЕ
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК.. 3
МОТИВАЦИЯ К ИЗБЕГАНИЮ НЕУДАЧ. 12
УМЕНИЕ ИЗЛАГАТЬ СВОИ МЫСЛИ.. 20
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 24
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С СОБЕСЕДНИКОМ.. 27
МОЖЕШЬ ЛИ ТЫ БЫТЬ РУКОВОДИТЕЛЕМ?. 30
Предположим, что после соответствующего обучения, Вы можете выполнять любую работу. Но, если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, чтобы Вы предпочли? В каждой из 20 пар выберите только одну возможность и отметьте значком «+».
1 а Ухаживать за животными | или | 1 б Обслуживать машины, приборы |
2 а Помогать больным людям | или | 2 б Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
З а Следить за качеством иллюстрации, плакатом, открыток | или | 3 б Следить за состоянием, развитием растений |
4 а Обрабатывать материалы (дерево, ткань и т. п.) | или | 4 б Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать) |
5 а Обсуждать научно-популярные книги, статьи | или | 5 б Обсуждать художественные книги, пьесы, концерты |
6 а Ухаживать за животными | или | 6 б Тренировать товарищей в выполнении каких-либо действии |
7 а Копировать рисунки, настраивать музыкальные инструменты | или | 7 б Управлять каким-либо транспортом |
8 а Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения | или | 8 б Художественно оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовке концерта |
9 а Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище) | или | 9 б Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах |
10а Лечить животных | или | 10 б Выполнять вычисления, расчеты |
11 а Выводить новые сорта растений | или | 11 б Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, дома, одежда, продукты, питания) |
12 а Разбирать споры между людьми | или | 12 б Разбираться в чертежах, схемах, таблицах |
13 а Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности | или | 13 б Изучать простейшие организмы под микроскопом |
14 а Налаживать медицинское оборудование | или | 14 б Оказывать людям медицинскую помощь |
15 а Составлять точные описания наблюдаемых явлений, событий | или | 15 б Художественно описывать события (наблюдаемые или воображаемые) |
16 а Делать лабораторные анализы и больнице | или | 16 б Принимать, осматривать больных, беседовать с ними |
17 а Красить и расписывать стены помещения, изделия | или | 17 б Строить здания, собирать машины, приборы |
18 а Организовывать походы в театр, экскурсии и музеи | или | 18 б Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19 а Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду) | или | 19 б Делать чертежи, карты |
20 а Вести борьбу с болезнями растений | или | 20 б Работать на компьютере, пишущей машинке и т. и. |
Занесите плюсы в таблицу. Подсчитайте результат по колонкам.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1а | 1б | 2а | 2б | 3 а |
3 б | 4 а | 4 б | 5 а | 5 б |
6 а | — | 6 б | — | 7 а |
—
|
7 б | 8 а | — | 8 б |
— | 9 а | — | 9 б | — |
10 а | — | — | 10 б | — |
11 а | 11 б | 12а | 12 б | 13 а |
13 б | 14 а | 14 б | 15 а | 15 б |
16 а | — | 16 б | — | 17 а |
— | 17 б | 18 а | — | 18 б |
_ | 19 а | — | 19 б | __ |
20 а | — | — | 20 б | — |
Каждый из 5 столбцов соответствует определенному типу профессий:
Разные профессии открывают перед человеком разные возможности, предъявляют разные требования. Что бы тебе хотелось от своей будущей профессии? Подчеркни в списке предлагаемых ответов только те, которые точнее всего выражают твои пожелания.
Мои будущая профессия должна давать возможность: | Мне хотелось бызаниматься таким делом,
о котором требуется: |
|
|
(свой ответ) |
(свой ответ) |
Какая профессия или область деятельности содержит привлекающие тебя качества? Напиши несколько.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы в пределах четырех вариантов:
очень нравится «++»,
нравится «+»,
не нравится «—»,
очень не нравится «— —».
Любите ли вы? Понравилось бы вам?
Занесите плюсы в таблицу:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15 |
16 | 17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23 | 24
|
25 | 26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
32
|
33
|
34
|
35
|
36
|
37
|
38
|
39
|
40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 |
46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 |
76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 |
Подсчитайте результат по колонкам:
Мозг человека состоит из 2-х полушарий, каждое из которых, «отвечает» за свои функции организма и психики: правое полушарие — «образное», левое — логическое. Доминирование того или другого полушария предопределяет тип личности: художественный или мыслительный.
Для художественного типа, т. е. людей, у которых доминирует правое полушарие мозга, характерны яркие образы, возникающие в результате живого восприятия, эмоций. У представителей мыслительного типа — левополушарного — преобладают абстракции, теоретизирование, логические рассуждения. Говорить, кто из них умнее, нет смысла, поскольку речь идет лишь о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со слабыми художественными задатками вряд ли добьется успехов в науке. До тех пор пока требуется дотошное собирание, регистрация и анализ факторов, он будет справляться с делом. Но когда потребуется подняться над фактами, представить общую картину явлений, без художественного мышления не обойтись. Верно и другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным, то прежде чем посвящать себя точным наукам, стоит серьезно подумать. Не следует, конечно, делать вывод, будто человеку на роду написано быть художником, если у него на первом месте этот тип мышления. Зато небесполезно знать, что подавляющее большинство художником, скульпторов, музыкантов, актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа.
Внешние проявления функциональной ассимметрии мозга позволяют делать выводы о некоторых наиболее характерных чертах личности.
Ответьте на следующие вопросы, пользуясь одиннадцати-бальной системой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллон, безоговорочному согласию — 10. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов, то в вашем распоряжении все остальные баллы — от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку «за настроение».
Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1, 2, 5, 8, 9 (левое полушарие) и 3, 4, 6, 7, 10 (правое полушарие).
Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Если профессия, к которой вы стремитесь, требует именно логических способностей, то вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом ЭВМ, пилотом, водителем, чертежником… продолжите этот список сами.
Свою принадлежность к художникам или мыслителям можно выявить и по некоторым биологическим признакам. Проведем несложный экспресс-анализ.
А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.
Б. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый?
В. Станьте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?
Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху?
Теперь посмотрим, что у пас получилось.
ПППП — обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.
ПППЛ — темперамент слабый, преобладает нерешительность.
ППЛП — характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора.
ППЛЛ — характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.
ПЛПП — аналитический склад ума, основная черта — мягкость, осторожность. Избегает конфликта, терпим и расчётлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
ПЛПЛ — слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.
ПЛЛП — артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликты и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.
ПЛЛЛ – а этот тип, наоборот, более характерен для мужчин .Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.
ЛППП — один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
ЛППЛ — похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив. мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.
ЛПЛП — это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.
ЛПЛЛ — характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.
ЛЛПП — характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.
ЛЛНЛ — простодушие, мягкость, доверчивость — вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.
ЛЛЛП — эмоциональность в сочетании с решительностью приводят к непродуманным поступкам. Энергичен.
ЛЛЛЛ — обладает способностью по-новому взглянуть на лещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.
По мнению авторов этого теста, совпадающие результаты тестирования разных людей говорят о психологической совместимости личностей, в то время как полные антиподы совместимы очень редко. Как вы заметили, сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, я ПППП присуще мыслителям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются не часто, то остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие психологических структур.
На предложенные вопросы ответьте «ДА» или «НЕТ»
Теперь подсчитаем баллы:
Вы получили по 1 баллу за ответ «ДА» на следующие вопросы: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 17, 18, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 29, 32.
Вы также получили по 1 баллу за ответы «НЕТ» на вопросы: 5, 10, 15, 16, 19, 26, 28, 39, 31.
Результаты:
от 1 до 10 баллов — низкая мотивация к успеху;
от 11 до 16 баллов — средний уровень мотивации;
от 17 до 20 баллов — умеренно высокий уровень мотивации;
свыше 21 балла — слишком высокий уровень мотивации.
Для успешного осуществления деятельности необходим средний и умеренно высокий уровень мотивации.
Результат теста «Мотивация к успеху» следует анализировать вместе с результатами двух следующих тестов: теста «Мотивация к избеганию неудач» и теста «Готовность к риску».
Исследования показали, что люди, умеренно сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху — достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.
К тому же, людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать большого риска.
Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач —.защиту. И, наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач, то это препятствует мотиву к успеху — достижению цели.
Тест Т. Элерса позволяет оценить уровень защиты личности, мотивация к избеганию неудач, страха перед несчастьем.
Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из 3-х слов, которое наиболее точно вас характеризует, и пометьте его,
1 | 2 | 3 |
|
бдительный | предприимчивый |
|
робкий | упрямый |
|
решительный | пессимистичный |
|
бесцеремонный | внимательный |
|
трусливый | недумающий |
|
бойкий | предусмотрительный |
|
колеблющийся | удалой |
|
легкомысленный | боязливый |
|
жеманный | непредусмотрительный |
|
добросовестный | чуткий |
|
сомневающийся | неустойчивый |
|
небрежный | взволнованный |
|
тихий | боязливый |
|
неблагоразумный | смелый |
|
быстрый | мужественный |
|
осторожный | предусмотрительный |
|
рассеянный | робкий |
|
неосторожный | бесцеремонный |
|
нерешительный | нервный |
|
преданный | авантюрный |
|
бойкий | отчаянный |
|
безразличный | небрежный |
|
беззаботный | терпеливый |
|
заботливый | храбрый |
|
неустрашимый | добросовестный |
|
пугливый | беззаботный |
|
опрометчивый | пессимистичный |
|
рассудительный | предприимчивый |
|
неорганизованный | беззаботный |
|
бдительный | боязливый |
Вы получаете по 1 баллу за следующие выборы, приведенные и ключе (первая цифра (перед дефисом) означает номер строки, вторая цифра (после дефиса) — номер столбца. Например, 1/2 означает, что слово, получившее 1 балл и первой строке, во втором столбце — «бдительный»).
Ключ подсчета: по 1 баллу за:
1-2,2-1, 2-2,3-1,3-3,4-3, 5-2, 6-3, 7-2, 7-3,8-3,9-1,9-2, 10-2, 11-1, 11-2, 12-1, 12-3, 13-2, 13-3, 14-1, 15-1, 16-2, 16-3, 17-3, 18-1, 19-1, 19-2, 20-1, 20-2, 21-1, 22-1, 23-1, 23-3, 24-1, 24-2, 25-1, 26-2, 27-3, 28-1, 28-2, 29-1, 29-3, 30-2.
Результат:
Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
от 2 до 10 баллов — низкая мотивация к защите;
от 10 до 15 баллов — средний уровень мотивации;
от 15 до 20 баллов — высокий уровень мотивации;
свыше 20 баллов — слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
Анализ результата:
Результат анализируется вместе с тестами «Мотивация к успеху» и «Готовность к риску».
Исследования Д. Мак-Клеманда показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех.
Исследования показали также, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый, или наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу.
Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от 3-х факторов:
степени предполагаемого риска;
преобладающей мотивации;
опыта неудач на работе.
Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое, когда без риска удается получить желаемый результат; второе, когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.
Оцените степень своей готовности совершить действия, о которых вас спрашивают. При ответе на каждые из 25 вопросов поставьте соответствующий балл;
2 балла — полностью согласен;
1 балл — больше «да», чем «нет»;
0 баллов — ни «да», ни «нет»;
(—1) балл — больше «нет», чем «да»;
(—2) балла — полное «нет».
Подсчитайте количество баллов. Значение теста от —50 до +50 баллов.
Результат:
Меньше (—30) баллов — слишком осторожны; от —10 до +10 баллов — среднее значение; свыше +20 баллов — склонность к риску.
Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защитой). Готовность к риску достоверно связана прямопропорционально с числом допущенных ошибок.
Исследования показали:
с возрастом готовность к риску падает;
у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;
у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин;
у военных командиров и руководителей предприятиийготовность к риску выше, чем у студентов;
с ростом отверженности личности, в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску;
в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.
Тест позволяет оценить степень настойчивости в достижении цели.
Оцените степень сложности для вас предложенных ситуаций в баллах:
1 — не сложно, легко добиваюсь успеха;
2 — средняя сложность;
3 — очень сложно, требует значительных усилий.
1 балл — ваши сильные стороны, 3 балла — слабые стороны.
11.Работа с людьми, недооценивающими или безразличными к вашим идеям:
Подсчитайте количество набранных баллов.
свыше 45 низкая настойчивость.
35—45 средние значения.
меньше 30 высокий показатель.
Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей. Именно уровень самооценки во многом определяет критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, взаимоотношения с другими людьми.
Определить собственный уровень самооценки вы сможете с помощью несложного теста – опросника. Он включает 32 суждения, по поводу которых возможно пять вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Отвечая на вопросы тесла, вы проставляете баллы в зависимости от выбранного вами варианта ответа:
«очень часто» — 4 балла;
«часто» — 3 балла;
«иногда» — 2 балла;
«редко» — 1 балл;
«никогда» — 0 баллов.
Для того, чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям.
Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, не отягощен «комплексами неполноценности», правильно реагируете на замечания и оценки других, редко сомневается в своих действиях.
Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Если вы набрали такое количество баллов, то, вероятно, время от времени ощущаете необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивая себя и свои способности без достаточных на то оснований.
Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается «подстроиться» под мнение других людей, в большой степени страдает от «комплекса неполноценности».
Вам будет предложено 30 утверждений, описывающих различные типы поведения.
Примерьте, пожалуйста, эти утверждения к себе и укажите степень вашего согласия или несогласия в баллах, а именно:
5 — очень характерно для меня, описание очень верно;
4 — довольно характерно для меня — скорее «да», чем «нет»;
3 — отчасти характерно, отчасти не характерно;
2 —довольно не характерно для меня — скорее «нет», чем «да»
1 —совсем не характерно для меня, описание не верно.
1.* Большинство людей, по-видимому, более агрессивные и уверенные в себе, чем я.
2.* Я не решаюсь назначить свидания и принимать приглашения на свидания из-за своей застенчивости.
4.* Я избегаю задевать чувства других людей, даже если меня оскорбили.
5.* Если продавцу стоило значительных усилий показать мне товар, который не со всем мне подходит, мне трудно сказать ему «нет».
9.* Честно говоря, люди часто используют меня к своих интересах.
11.* Я часто не знаю, что лучше сказать привлекательно!! женщине (мужчине).
12.* Я испытываю нерешительность, когда нужно позвонить по телефону, в учреждение.
13.* Я предпочту обратиться с письменной просьбой принять меня на работу или зачислить на учебу, чем пройти через собеседование.
14.* Я стесняюсь возвратить покупку.
15.* Если близкий и уважаемый родственник раздражает меня, я скорее скрою свои чувства, чем проявлю раздражение.
16.* Я избегаю задавать вопросы из страха показаться глупым.
17.* В споре я иногда боюсь, что буду волноваться и дрожать.
19.* Я избегаю спорить и торговаться о цене.
23.* Мне часто трудно ответить «нет».
24.* Я склонен сдерживать проявление своих эмоций, а не устраивать сцены.
26.* Когда мне делают комплемент, я не знаю, что сказать в ответ.
30.* Иногда мне абсолютно нечего сказать.
0—24 очень неуверен в себе;
25—48 скорее неуверен, чем уверен;
49—72 среднее значение уверенности;
73—96 уверен в себе;
97—120 слишком самоуверен.
Выберите один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорош;
в) да, но только кое в чем.
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
а) да;
б) часто думаете, что не сумеете;
в) да, часто.
а) да, неизвестное вас привлекает;
б) неизвестное вас не интересует;
в) все зависит от характера этого дела,
а) да;
б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;
в) да, но только если вам это нравится.
а) да;
б) нет, хотите научиться только самому основному;
в) нет, хотите только удовлетворить свое любопытство.
а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;
б) махнете рукой на эту затею, т. к. понимаете, что она нереальна;
в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.
а) да;
б) нет, боитесь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не можете;
в) запомните только то, что вас интересует.
а) да, без затруднений;
б) да, только если это слово легко запомнить;
в) повторите, но не совсем правильно.
а) оставаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) вам безразлично, будете ли вы один или в компании.
а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
б) вы более-менее довольны;
в) вам еще не все удалось сделать.
а) любите мечтать о каких-то даже, может быть абстрактных вещах;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;
б) вы можете делать это только наедине;
в) только там, где будет не слишком шумно.
а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
За ответ: «а» — 3 очка, «б» — 1 очко, «в» — 2 очка. Подсчитайте очки.
Результат:
Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности; вопросы 2, 3, 4, 5 — веру в себя; вопросы 9 и 15 — постоянство; вопрос 10 — претензии; вопросы 12 и 14 — «слуховую» память; вопрос 11 — зрительную память; вопрос 14 — ваше стремление быть независимым; вопрос 16, 17 — способность абстрагироваться, вопрос 18 — степень сосредоточенности.
Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.
49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Но вы обладаете и качествами, которые тормозят процесс творчества.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности?
Ответьте, пожалуйста «да» или «нет» на предложенные вопросы.
Побуждаете ли задавать вопросы?
16 .Делаете ли вы паузы для обдумывания?
Вы получаете по 1 баллу за ответы «Нет» на 5, 11, 12, 13 вопросы и по одному баллу за ответы «да», на все остальные вопросы.
Подсчитайте количество баллов:
от 12 до 16 баллов — отличный результат;
от 10 до 12 баллов — средний;
меньше 9 баллов — плохой.
Тест позволяет оценивать навыки рационального чтения. Ответьте, пожалуйста, на 9 вопросов, выбирая соответственно варианты а, б, в, г или д.
а) всегда;
б) часто;
в) иногда;
г) редко;
д) никогда.
а) всегда;
б) часто;
в) иногда;
г) редко;
д) никогда.
а) всегда;
б) часто;
в) иногда;
г) редко;
д) никогда.
а) всегда;
б) часто;
в) иногда;
г) редко;
д) никогда.
5, Схватываете ли вы структуру читаемого текста?
а) всегда схватываю;
б) как правило, схватываю;
в) не обращаю внимания на структуру;
г) не задумываюсь над структурой текста;
д) нередко испытываю затруднения.
а) никогда;
б) часто возвращаюсь;
в) иногда возвращаюсь;
г) часто возвращаюсь;
д) всегда читаю по несколько раз.
а) никогда;
б) иногда делаю движения головой (пальцем);
в) часто делаю движения руками и головой;
г) всегда.
а) всегда читаю молча;
б) не могу ответить точно;
в) произношу отдельные (трудные) слова;
г) часто ловлю себя на том, что проговариваю прочитанный текст;
д) всегда читаю вслух.
а) за две-три фиксации;
б) за четыре и более фиксации;
в) затрудняюсь ответить;
г) читаю по одному слову;
д)) читаю по слогам.
Баллы начисляются по следующей схеме:
№вопроса | Варианты ответа | |||
а | б | в | г | |
1 | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | 4 | 3 | 2 | 1 |
9 | 4 | 3 | 2 | 1 |
От 30 до 36 баллов — отличный результат;
От 25 до 30 баллов — средний;
Меньше 20 баллов — плохо!!.
В заключение можно привести 10 основных правил быстрого чтения:
16 вопросов, на которые следует ответить одной из 3-х альтернатив: «да»,«нет»,«иногда».
14- Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения
по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор?
Да — 2 очка.
Иногда — 1 очко.
Нет — 0 очков.
Подсчитайте сумму набранных вами очков.
30—32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, т. к. страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в дело, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у нас, наверное, мало друзей, Новая работа и необходимость новых контактов, если не ввергнет вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но в вашей власти и изменить эти особенности характера. При увлеченности вы ведь приобретаете полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете вполне уверенно. Полые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком .много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14—18 очков. Нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете слою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживании идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, выходки и многословие вызывают у вас раздражение.
9—13 очков. Вы весьма общительны, порой быть может даже сверх меры. Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам не достает — так это усидчивости, терпения я отваги при столкновении с серьезными проблемами. При , желании, однако, вы сможете себя заставить не отступать.
4—8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом, вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в «своей тарелке». Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнением. Задумайтесь над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетенты. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с вами. Да, вам бы поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к людям, наконец, подумайте и в своем здоровье — такой «стиль» жизни не проходит бесследно.
Вам необходимо ответить на все вопросы, которые будут предложены. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте на них так: если ваш ответ на вопрос положителен, то поставьте против него знак «+», если же не согласны — знак «—». Необходимо помнить, что вопросы короткие и не могут содержать всех подробностей. Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует затрачивать много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, что на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который вы считаете предположительным. Когда вы будете отвечать на любой из предложенных вам вопросов, обращайте внимание на первые его слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с этими словами. Отвечай на вопросы, не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
После ответов на все вопросы, испытуемым предлагается сверить их с ключом (дешифратором) и подсчитывается количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому вопросу методики. Оценочный коэффициент «К» коммуникативных и организаторских способностей выражается отношением количества совпадающих ответов по каждому разделу к максимально возможному числу совпадений — 20;
K= X / 20 ,
где К — величина оценочного коэффициента; X — кол-во совпадений с дешифратором ответов.
Дешифратор коммуникативных способностей
1 | + | 11 | — | 21 | + | 31 | — |
3 | — | 1 3 | + | 23 | — | 33 | + |
5 | + | 15 | — | 25 | + | 35 | — |
7 | — | 17 | + | 27 | — | 37 | + |
9 | + | 19 | — | 29 | + | 39 | — |
Дешифратор организаторских способностей | |||||||
2 | + | 12 | — | 22 | + | 32 | — |
4 | — | 14 | + | 24 | — | 34 | + |
6 | + | 16 | — | 26 | + | 36 | — |
8 | — | 18 | + | 28 | — | 38 | + |
10 | + | 20 | — | 30 | + | 40 | —
|
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Показатели, полученные по этой методике, могут варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком уровне проявления организаторских и коммуникативных способностей, близкие же к 0 — о низком уровне.
Для более достоверной оценки коммуникативных и организаторских способностей используется шкала оценок, по которой сверяются полученные оценочные результаты.
Шкала оценок коммуникативных способностей
К | Оценка | Уровень проявления коммуникативных способностей |
0.10—0,45 | 1 | Низкий |
0,46—0,55 | 2 | Ниже среднего |
0,50 — 0,65 | 3 | Средний |
0,66—0,75 | 4 | Высокий |
0,76—1,00 | 5 | Очень высокий |
Шкала оценок организаторских способностей
К | Оценка | Уровень проявления организаторских способностей |
0,20—0,55 | 1 | Низкий |
0,56—0,65 | 9 | Ниже среднего |
0,66—0,70 | 3 | Средний |
0,71—0,80 | 4 | Высокий |
0,81 — 1,00 | 5 | Очень высокий |
Интерпретация результатов
Испытуемые, получившие оценку «1» характеризуются крайне низким уровнем проявления способностей к коммуникативной деятельности, а также к организаторской деятельности.
У испытуемых, получивших оценку «2» развитие коммуникативных и организаторских способностей находится на уровне ниже среднего, они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
Для испытуемых, получивших оценку «3», характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских способностей. Обладая в целом средними показателями, они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют работу. Однако «потенциал» этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию их коммуникативных способностей.
Испытуемые, получившие оценку «4», отнесены к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских способностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием участвуют в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации.
Испытуемые, получившие оценку «5», — с наиболее высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских способностей. Для них характерны быстрая ориентация в трудных ситуациях, непринужденность поведения в новом коллективе. Испытуемые этой группы инициативны, предпочитают в важном деле или сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами. Они легко чувствуют себя в незнакомой компании, любят и умеют организовывать различные игры, коллективные дела, сами умеют находить такую работу.
ПРИМЕЧАНИЕ:
При интерпретации полученных данных следует помнить, что они лишь констатируют наличный уровень развития коммуникативных и организаторских способностей в данный момент развития личности. И, если эти результаты тестирования окажутся невысоки, это вовсе не значит, что этих способностей потенциально у человека нет. Просто не были созданы условия для проявления и развития, или у самого человека не было настоятельной потребности обрести соответствующие умения.
А этот тест поможет вам сделать вывод о том, как влияют ваши дискуссии на взаимоотношения с людьми. Оцените каждое высказывание по 4-баллыгай шкале, припомнив при этом конкретные ситуации.
Подсчитывая баллы, вы получите три результата.
Взаимная поддержка — сумма баллов по строкам 2, 5, 9, 12 14, 18, 20.
Слаженность в общении — 1, 4, 6, 8, 11, 15, 19.
Улаживание конфликта — 3, 7, 10, 13, 16, 17, 21.
21 балл и выше принимается за норму. Если недобор по взаимной поддержке, то, значит, вам следует быть повнимательнее к собеседнику. Плохая слаженность в общении — симптом того, что само общение происходило в неблагоприятном обстановке — спешка, отсутствие повода для обсуждения и т. п. Наконец, если трудности с улаживанием конфликта, то нужно активнее искать пути к взаимопониманию.
Ответ на вопрос дайте в форме «да» или «нет».
13 .Есть ли у вас начальная подготовка в области маркетинга (торговли) и финансов?
Каждый положительный ответ дает вам одно очко. Подсчитайте, пожалуйста, сумму очков.
Результат:
От 17 очков и выше. Вы имеете все необходимые предпринимателю качества. Вы способны реализовать любую идею — главное, чтобы идея была стоящая. Желаем успеха!
От 13 до 16 очков. Ваши шансы не столь очевидны. Подумайте сами, посоветуйтесь с близкими, может вам лучше выбрать другую область или же поработать над собой, развивать у себя способности стратегического руководства, планирования, общения, риска.
12 очков и менее. Сейчас вы не готовы стать хорошим предпринимателем.
Вам предлагается 8 ситуаций и 3 варианта поведения г. каждой из них. Выберите наиболее подходящий вам вариант и пометьте его.
а) Вы говорите: «Попозже, солнышко», — и заканчиваете работу.
б) Произнося: «Иду, дорогой (ая)», — бросив дела, мчитесь на свидание.
в) Раз и навсегда решив стать аскетом, вы остались дома и занялись работой.
а) Вы, повторяя: «Делу время, потехе — час!», — начинаете работу.
б) Радостно подхватив ту же поговорку, вы, решив, что долгожданный час пробил, побежите на вечеринку, клятвенно пообещав все убрать по истечении данного срока.
в) Гордо смотрите на тех, кто упрекает вас в неаккуратности, и, вяло отругиваясь, не вдаваясь в подробности, удаляетесь.
а) Вы, похлопав просителя по плечу, говорите; «Нет проблем!», — и, использовав одного из многочисленных друзей, выполняете просьбу.
б) Сославшись на занятость, уйдете, разводя руками.
в) Долго жмете ему руку, лихорадочно думая в это время… В конце концов частично выполните просьбу.
а) Для меня одежда — очень многое. Без фирменных тряпок я мало что из себя представляю.
б) Я люблю красиво одеваться, т. к. это приятно и мне, и окружающим.
в) Хорошая одежда нужна мне для работы. Если я буду плохо одет, люди не будут со мной иметь дела.
а) Друзья — это великолепно! С их помощью я делаю свои дела, и они мне помогают. С их помощью я достаю, продаю, покупаю, подписываю. О, мне очень нужны друзья.
б) Друзья — это хорошо. Я не могу без друзей, они помогают мне в трудную минуту.
в) Друзья — это для меня все. Я с ними советуюсь, помогаю им.
а) Что за ерунда. Я занимаюсь делом, а не черт-те чем! У меня просто нет времени на такие пустяки.
б) Позвонить-то, конечно, можно, и я звоню, когда мол. По, думаю, ничего страшного не случится, если н опоздаю не много.
в) Конечно позвоню! Как можно причинять беспокойство. Да, в конце концов, я вообще никогда не опаздываю.
а) Семья, дом — это моя жизнь. Я хочу любить, иметь детей, а работа — только для поддержания материального положения.
б) Ну что ж, семья — это неплохо. Хорошо иногда провести вечерок-другой в кругу семьи, поговорить с детьми, с любимым человеком, но и дело забывать нельзя.
в) Ну уж нет! Всю жизнь пронести на кухне — никогда! За детьми пусть следит жена (бабушки), а мое призвание – работа. Вот там я человек, там я достигну больших высот, там мое место.
а) Могу, но не всегда. Если у меня что-то важное, я просто не могу не думать об этом. Тогда и отдых не в радость;
б) О, когда я отдыхаю, я с радостью сваливаю с себя бремя забот и наслаждаюсь жизнью.
в) Я уже не помню, когда отдыхал последний раз. Все дела, дела…
Каждому ответу соответствует определенное Количество баллов.
1. | а – 5 | б – 3 | в – 10 |
2. | а – 10 | б – 5 | в – 3 |
3. | а – 10 | б – 3 | в – 5 |
4. | а – 3 | б – 5 | в – 10 |
5. | а – 10 | б – 5 | в – 3 |
6. | а – 10 | б – 5 | в – 3 |
7. | а – 3 | б – 5 | в – 10 |
8. | а – 5 | б – 3 | в – 10 |
Подсчитайте сумму набранных баллов.
Результат:
Более 60 очков. У вас просто талант! Человека подобных деловых качеств надо поискать. Всю жизнь отдаете работе и видите в ней смысл жизни. Но не пора ли остановиться? Может наступить минута, когда вы будете совсем одиноки. Это неудивительно, ведь о своих близких вы не думаете, а друзей цените только как деловых партнеров. Вам грозит превращение в компьютер, холодный, одинокий, бездушный.
От 35 до 59 очков. Вам удается быть самим собой и при этом не оставаться за кормой жизни. Вашим близким с вами хорошо. Вы заботливы и внимательны, но также не пускаете не самотек свои дела, предпочитая следить за всем сам. Очень хорошо, что ваша работа не поглотила вас целиком и не стала самоцелью. Продолжайте ею заниматься, но не забывайте и о тех, кто вас любит, и все будет в порядке.
До 34 очков. Вы слишком легкомысленны. Нельзя же так доверять случаю — и так безудержно предаваться развлечениям. Нет слов, вы приятный человек, но о работе забывать нельзя. Надо стать немного серьезнее.
Ответы «Да» — 5 очков, «Нет» — 0.
да — 0; нет — 5.
Если ты набрал:
100—80 баллов. Ты тот человек, который имеет большую потребность доминировать над людьми. Несмотря на то, что ты проявляешь инициативу и бываешь прекрасным организатором, твоя горячность, твое стремление быть признанным любой ценой, твое желание манипулировать другими значительно снижают эффективность твоих действий.
Сильное нервное напряжение, неумение расслабляться приводит к тому, что, будучи взволнованным, слишком легко можешь обидеть другого человека, часто хвастаешь, зазнаешься, бываешь агрессивным (а). Но если тебе удастся изменить твое отношение к людям, то предрасположенность к руководящей работе может принести прекрасные эффекты.
70—40 баллов. У тебя высокие запросы, часто бываешь самоуверен, любишь подчеркивать собственное «я». Управляемость эмоциями и склонность к анализированию своих поступков приводят к тому, что необходимо руководить другими, не принимает у тебя крайних форм. Ты любишь ходить непроторенными дорогами, имеешь собственное мнение, которое не всегда совпадает с мнением других. Ты не любишь навязывать себя другим, с трудом им подчиняешься. Тебе безразлично то, что о тебе говорят, в то же время имеешь склонность критиковать других. Любишь, чтобы твое слово всегда было последним,
35—0 баллов. Ты человек, который имеет больше склонностей быть подчиненным, нежели руководить другими. В роли «шефа» ты бы чувствовал (а) себя очень плохо. Ты, скорее всего, человек несмелый, скромный, неуверенный в себе. Ты редко выступаешь с инициативой и с удовольствием подчиняешься руководству других. Чаще всего ты предпочитаешь компромиссные решения и остаешься в тени других людей.
Привет