Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников «Повышение коммуникативной и эмоциональной компетентности в профессиональном общении”
Вариативный модуль 72 час.
Цель: создание максимально благоприятных условий для продвижения по индивидуальной траектории профессионально-личностного развития. Повышение квалификации в области психологии общения. Повышение коммуникативной и эмоциональной компетентности, овладение приемами и методами эффективного общения, навыками конструктивного взаимодействия.
Категория слушателей: руководители, преподаватели, психологи.
Срок обучения: 72 часа.
Формы обучения: очно-заочное с частичным отрывом от работы.
Режим занятий:
1 вариант: 6 часов в день.
2 вариант: 4 часа 2 раза в неделю.
Пояснительная записка
Программа дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации – ПК) на тему
«Повышение коммуникативной и эмоциональной компетентности в профессиональном общении»
адресована слушателям системы ПК: руководителям, психологам, преподавателям, социальным работникам и всем специалистам в работе с людьми.
Целевая установка Программы – создание максимально благоприятных условий для продвижения специалиста по индивидуальной траектории профессионально-личностного развития в условиях изменений.
В настоящее время в ситуации реформирования системы образования и реорганизации образовательных учреждений эффективная коммуникация является необходимым условием процесса развития.
Новые ценности и цели образования требуют от педагога знания, как лучших традиций российского образования, так и путей существенного обновления его содержания – поиска тех средств обучения, которые дадут возможность учителю по-новому проектировать учебный процесс и соответственно выстраивать коммуникацию.
Исследования, проведенные в области планирования и реализации изменений (Британский совет….) показывают , насколько важны для достижения результата «мягкие», мало измеримые факторы – такие, как эмоции, чувства, убеждения сотрудников. Становится очевидным факт значимости отношения к изменениям каждого сотрудника в любом, даже в самом глобальном проекте.
Программа создана как система психологических практик.
Практики и текущие события жизни составляют две грани единого целого: практики позволяют более эффективно проживать события жизни, а события представляют материал для работы в них.
В результате следования этой системной связи между практиками и жизненными событиями развиваются личностные качества практикующего, осуществляется личностный рост.
В настоящее время на основе исследований психологических практик существует целая система технологий развития базовых компетенций.
Профессионал (руководитель, педагог, психолог и др.) используя технологии развития базовых компетенций применительно к (случившимся или предстоящим) событиям, в которых он является участником, может постоянно улучшать процесс своей управленческой и организационной деятельности и одновременно развивать качества современного профессионала, составляющие человеческие и интеллектуальные активы (характер, способности, взаимоотношения, осознанный жизненный опыт и др.).
Данная программа основана на базовых принципах делового мышления: позитивизме и развитии и достижении умения управлять собой.
Программа также помогает восполнить дефицит навыков самоуправления и эффективной коммуникации.
Работа с группой внутри организации улучшает условия для свободного самовыражения участников, коллективного осознания в ходе обсуждений и дискуссий происходящего и приводит к росту понимания конкретной ситуации в данной организации и поиску оптимальных путей решения существующих проблем.
Приближаясь к единому пониманию наиболее острых проблем и соответствующих задач, коллектив обнаруживает ресурсы для их решения.
Формат тренинга способствует созданию большего количества горизонтальных связей и лучшему взаимопониманию участников.
Задачи Программы:
Данная программа помогает создать условия (почву и канву) для более плодотворного сотрудничества всех участников образовательного процесса, повышая уровень эмоциональной и коммуникативной компетентности сотрудников.
Коммуникативная компетентность позволяет нам
осознанно достигать желаемых результатов в общении с людьми, избегая при этом нежелательных эффектов.
Коммуникативная компетентность проявляется и в типовых, и в нестандартных ситуациях общения. Она достигается человеком на основе синтеза его врождённых коммуникативных задатков с приобретёнными навыками социального поведения и зависит от уровня развития личности.
Преодолеть трудности в межличностных отношениях,
осознать причины собственных коммуникативных неудач и нивелировать их.
Межличностные коммуникации — один из важнейших элементов командной работы, который играет роль клея, связывающего все элементы воедино. Различия в стиле межличностного общения между коллегами и другими людьми становятся причиной недопонимания, конфликтов, разочарований и упущенных возможностей.
Главная цель межличностных коммуникаций — достижение взаимопонимания. Кроме того, коммуникации выполняют следующие функции:
♦ Стимулирование коллективного обучения и обмена знаниями (в том числе и неформальными), поддержание непрерывного обновления знаний сотрудников и достижение прозрачности.
♦ Поощрение в организации взаимной кооперации и развитие чувства общности, побуждение людей к действию.
♦ Провозглашение организационных норм и ценностей, влияние на взгляды и позиции людей, развитие понимания значимости изменений и совершенствования.
♦ Развитие таких навыков, как умение эффективно слушать, расставлять приоритеты, планировать действия и т.д.
♦ Предоставление и получение обратной связи.
Таким образом, межличностные коммуникации связаны с расширением знаний (т.е. с обучением) и в результате меняют установки людей и их поведение.
Потенциальная эффективность деятельности организации снижается на 30-50 %, по причине взаимных разногласий, неразрешенных конфликтов, барьеров общения, разорванных отношений, недостаточного личного пространства и отсутствия возможностей развития.
Так как современный окружающий человека мир перегружен информацией, а для ее обработки катастрофически не хватает времени, способностей и здоровья, необходимо обращаться к внутреннему потенциалу, понимать и развивать ресурсы мира внутреннего.
Актуальность Программы
В настоящее время в ситуации реформирования системы образования и реорганизации образовательных учреждений эффективная коммуникация является необходимым двигателем процесса развития.
Новые ценности и цели образования требуют от педагога знания, как лучших традиций российского образования, так и путей существенного обновления его содержания – поиска тех средств обучения (дидактических принципов, образовательных технологий, методик и приемов, учебно-методических комплексов и пр.), которые дадут возможность учителю по-новому проектировать учебный процесс и соответственно выстраивать коммуникацию.
Однако между пониманием, что нужно делать в конкретной ситуации и реальным поведением лежит большая работа по развитию конкретных навыков.
Важным моментом процесса формирования коммуникативных навыков является мысленное проигрывание своего поведения в различных ситуациях. Планирование своих действий «в уме» является составной частью нормального протекающего коммуникативного действия. Способность человека действовать «в уме» может быть целенаправленно использована для обеспечения «контролируемой спонтанности», являющейся важной характеристикой компетентного коммуникативного поведения.
Групповой тренинг является весьма эффективным средством развития коммуникативной компетентности. Человек овладевает внутренними средствами регуляции коммуникативных действий, применяя знания практической психологии, наблюдая за поведением других людей, проигрывая и в воображении и в группе возможные коммуникативные ситуации.
Структура Программы.
Программа построена с учетом приоритета практики и тренировки навыков.
Чтение и знакомство с методическими материалами происходит самостоятельно (используются электронные и бумажные носители) при подготовке к занятиям.
Программа имеет модульное построение.
Каждый следующий раздел является продолжением и развитием предыдущего и может быть отдельным цельным модулем развивающим определенные навыки. Каждый модуль – самостоятельные, целостные, завершенные, но вместе с тем органично взаимосвязанные части Программы.
Высокий уровень включенности участников в процесс занятий (многообразные дискуссии, рефлексия и другие групповые методы работы), сотрудничество и самостоятельная проработка материалов.
позволяют осуществить:
Методы работы.
Активные групповые методы можно условно объединить в основные блоки:
1 Дискуссионные методы.
Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию и эго – вовлечённость участников в решение обсуждаемы проблем. Дискуссия даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, что в свою очередь реализуется в их конкретных действиях.
В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированные проблемы, но и случаи из профессиональной практики, и межличностные отношения самих участников. Метод группового обсуждения способствует уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, а также развивает коммуникативные качества и умения.
2 Игровые методы. Операционные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, в результате участник видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события. Операционные игры применяются как средство обучения специалистов и формирование личностных и деловых качеств, в частности профессиональной компетентности.
Ещё больший интерес для совершенствования личности представляют ролевые игры.
В условиях ролевой игры участники встречаются с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для реальной деятельности и часто приходят к необходимости изменить свои установки. Тогда создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков. На первый план выдвигаются активные действия как основные детерминанты успешности социально-психологического тренинга. Психическая активность в игровых методах достигается в результате взаимодействия и изменения всех сторон проявлений человека.
3 Сенситивный тренинг.
Особенностью этого метода является стремление к максимальной самостоятельности участников, основанной на актуализации чувств и эмоций.
Особенности реализации программы.
Работа с группой может быть проведена внутри организации. Инициирование диалога в коллективе помогает создать условия для свободного самовыражения участников, коллективного осознания в ходе обсуждений и дискуссий происходящего и приводит к росту понимания конкретной ситуации в данной организации и, в результате, к поиску оптимальных путей решения существующих проблем. Таким образом , формируются условия для передачи существующих в коллективе неформальных знаний (ощущения, впечатления, мысли, опыт, убеждения), существующие только в головах людей.
Приближаясь к единому пониманию наиболее острых проблем и соответствующих задач, коллектив обнаруживает ресурсы для их решения.
Задачи данной программы создать условия (почву и канву) для плодотворного сотрудничества всех участников образовательного процесса, повышая уровень эмоциональной и коммуникативной компетентности сотрудников. Формат тренинга способствует созданию большего количества горизонтальных связей и лучшему взаимопониманию участников.
В программе занятий применяется принцип повторения упражнений с малозаметными изменениями для закрепления навыков и более внимательному отношению к внутренним процессам.
Совместная деятельность по укреплению навыков и совместной отработке эффективных приемов коммуникации на примерах рабочих ситуаций помогает сплочению коллектива и росту самоуважения каждого.
Для ведущего программы важно:
Иметь общее представление о структурных образованиях и преобразованиях в системе образования (позиция навигатора)
Диагностика освоения слушателями предложенной методики и других организационно-информационные вопросы.
Итоговый контроль предполагает проведение заключительного практического занятия с обратной связью от всех и анализом степени овладения навыками всеми участниками группы.
По результатам выдается сертификат о прохождении курсовой подготовки в количестве 72 часов.
Некоторые занятия могут быть засчитаны как отдельные модули по отработке навыков.
Вышеизложенное построение Программы позволяет охватить все заявленные в ее концепции уровни повышения квалификации педагогов:
– теоретико-методологический, содержательно-методический и практико-ориентированный;
– целенаправленно осуществлять органичную связь теории с практикой обучения;
– планомерно расширять степень самостоятельности и творчества педагогов в решении задач современного образования в практической деятельности;
– максимально учитывать запросы аудитории, в том числе, индивидуальные.
Функции Программы
Диагностика и экспертиза
Принципы диагностики:
Современный подход к проблеме развития и совершенствования коммуникативной компетентности взрослых людей состоит в том, что обучение рассматривается как саморазвитие и самосовершенствование на основе собственных действий, а диагностика компетентности должна стать самодиагностикой, самоанализом (суть её в том, чтобы организовать процесс диагностики таким образом, при котором его участники получат действенную информацию, т.е. такую, на основе которой люди смогли бы сами осуществлять необходимую коррекцию своего поведения).
В результате активного включения в освоение программы участники курса будут знать
современные подходы и технологии в развитии эмоционального интеллекта и конструктивного взаимодействия.
Уметь:
Методика ненасильственной коммуникации М.Розенбера концентрирует в себе главные предложения всемирной практической психологии в сфере общения.
Самораскрытие и высокий уровень понимания себя, все более востребуемые сегодня в контактах (в том числе деловых), возможны при внимательном, развивающем отношении к эмоционально-чувственной сфере. Тренинг способствует развитию этих способностей.
Содержание занятий
Занятие 1,2
Занятие 3
Занятие 4
Занятие 5
Занятие 6
Занятие 7
Занятие 8
Занятие 9
Занятие 10
Занятие 11
Занятие 12
Вопросы для дискуссии и самоанализа
Развитие эмоционального интеллекта.
Жизнь в соответствии с ценностями и представлениями.
Умение понимать окружающих.
Умение выявить в разговоре перспективы других.
Использование вопросов и умение поддержать собеседника.
Сила воздействия уважения.
Самооценка: десять самых распространенных обманов.
Поддержание мотивации и уверенности в себе.
Главная особенность тренинговой программы заключается не только в получении новых знаний, но и в систематизации уже имеющейся информации через ощущения в практических действиях и самостоятельном раскрытии в себе новых способностей и возможностей.
Выстраивание региональной системы общих требований к структуре и содержанию программ учебных модулей.
1 модуль
2 модуль
3 модуль
4 модуль
Диагностика и экспертиза
Принципы диагностики:
Современный подход к проблеме развития и совершенствования коммуникативной компетентности взрослых людей состоит в том, что обучение рассматривается как саморазвитие и самосовершенствование на основе собственных действий, а диагностика компетентности должна стать самодиагностикой, самоанализом.
суть её в том, чтобы организовать процесс диагностики таким образом, при котором его участники получат действенную информацию, т.е. такую, на основе которой люди смогли бы сами осуществлять необходимую коррекцию своего поведения.
Методика незаконченных предложений
Эссе
Мониторинг на каждой встрече
Методика экспертных оценок
Диагностика степени повышения уровня владения навыком
Согласно исследованиям в области развития эмоционального интеллекта, он проявляется в деятельности через 15 компетенций. Специально подобранный набор упражнений позволяет участникам тренинга развить те из компетенций, которыми они недостаточно владеют:
1. Самоуважение – способность уважать и принимать себя и свои поступки
2. Эмоциональная самоосознанность – способность понимать свои чувства и причины, их вызывающие
3. Ассертивность – способность выражать чувства, убеждения и мысли и защищать свои права в недеструктивной форме
4. Независимость – способность думать и решать за себя, не будучи излишне подверженным эмоциям других людей
5. Самоактуализация – стремление реализовать свой потенциал, ставить и достигать цели
6. Эмпатия – способность понимать, различать и быть чувствительным к эмоциям других людей
7. Социальная ответственность – способность делать что-то ради других и вместе с другими, осознанно и в соответствии с социальными правилами
8. Межличностные отношения – способность устанавливать и поддерживать эмоционально удовлетворяющие взаимоотношения
9. Стрессоустойчивость – способность активно и позитивно противостоять стрессогенным ситуациям
10. Контроль импульсивности – способность сопротивляться импульсу к действию, контролировать агрессивность, враждебность и безответственное поведение
11. Реалистичность – способность ясно различать, что происходит в действительности “здесь и сейчас”
12. Гибкость – способность приспосабливать свои мысли, чувства и поведение к изменениям условий и ситуации
13. Решение проблем – способность выявлять и определять проблемы, а также находить и внедрять эффективные пути их решения
14. Оптимизм – способность видеть светлую сторону жизни и сохранять позитивный настрой в любых, в том числе тяжелых, обстоятельствах
15. Счастье – самоудовлетворённость, способность получать удовольствие от жизни; показатель общего уровня эмоционального интеллекта.
Дополнительные преимущества.
Каждый участник в начале тренинга проходит тестирование текущего уровня развития эмоциональной компетентности (Опросник Лидерской Вовлеченности) для того, чтобы развитие необходимых компетенций в ходе тренинга и после него можно было бы выстроить максимально эффективно.
Литература
Атватер И. Я вас слушаю
Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М. «Семья и школа» 1995
Баркер Л., Ватсон К. Искусство слушать. М., Эксмо-пресс, 2001
Бахтин М.М. Сборник статей «Вопросы литературы и эстетики» (1975)
Бахтин М.М. Исследование «К философии поступка» (опубликовано в 1986).
Бинкербиль В Ф. Коммуникационный тренинг. Наука общения. М., 2002
Бубер Мартин «Я и ты».
Вацлавик П. Психология межличностных коммуникаций, СПб, 2000
Григорьева Т.Т. Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. М.1996
Дерябо С. Ясвин В. Гроссмейстер общения. М.1996
Добрович А.Б. Общение: наука и искусство.- М., 1978
Кривцова С.,Махматулина Е. Воспитание: наука хороших привычек» М.»Глобус»1996
Кривцова С.В. Навыки жизни в согласии с собой и с миром. Изд. «Генезис»
Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. Класс,1993
Под ред. Лозовского Искусство разговаривать и получать информацию. Хрестоматия, М., 1993
Льюис Д. Тренинг эффективного общения. М., Эксмо, 2002
Мелибурда Е.Л.- Ты-мы: Психологические возможности улучшения общения.- М.: Прогресс, 1986
Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Изд-во МГУ,1989
Пауэлл Т., Пауэлл Дж Психотренинг по методу Хосе Сильвы. Питер,,1996
Рай Л. Развитие навыков эффективного общения. Питер,200
Рассел Т. Навыки эффективной обратной связи. Питер, 2002
Рейнуотер Д. Это в ваших силах. М.,1993
Розенберг М. Б. Эффективное общение без принуждения. М., 1999
Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФА-М;Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997.-2
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.:Прогресс, 1990.
Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. М.1996
Сатир В. Как строить себя и свою семью.,М,1992
Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетенции. СПб, Речь, 2002
Тренинг «Навыки коммуникативного взаимодействия с подростками» М., Генезис, 1997
Чистякова М.И. Психоглинастика .М.: Просвещение: Владос, 1995.-160с.