logo

Коммуникативная и эмоциональная компетентность

Рубрика: Новости, Программы, Программы,тренинги,семинары | | Опубликовано: 20 февраля 2016 | Комментариев: 0

 

обучениеДополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников  «Повышение коммуникативной и эмоциональной  компетентности в профессиональном  общении”

 

                     Вариативный модуль 72 час.

                Цель:  создание максимально благоприятных условий для продвижения по индивидуальной траектории профессионально-личностного развития. Повышение квалификации в области психологии общения. Повышение коммуникативной  и эмоциональной компетентности, овладение приемами и методами эффективного общения, навыками конструктивного взаимодействия.

Категория слушателей: руководители, преподаватели, психологи.

    Срок обучения: 72 часа.

Формы обучения: очно-заочное с частичным отрывом от работы.

Режим занятий:

1  вариант: 6 часов в день.

2 вариант: 4 часа 2 раза в неделю.

Пояснительная записка

Программа дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации – ПК) на тему

«Повышение коммуникативной и эмоциональной     компетентности в профессиональном общении»

адресована слушателям системы ПК:  руководителям, психологам, преподавателям, социальным работникам и всем специалистам в работе с людьми.

Целевая установка Программы – создание максимально благоприятных условий для  продвижения специалиста по индивидуальной траектории профессионально-личностного развития в условиях изменений.

В настоящее время в ситуации реформирования системы образования и реорганизации образовательных учреждений эффективная коммуникация является необходимым условием процесса развития.

Новые ценности и цели образования требуют от педагога знания, как лучших традиций российского образования, так и путей существенного обновления его содержания – поиска тех средств обучения, которые дадут возможность учителю по-новому проектировать учебный процесс и соответственно выстраивать коммуникацию.

Исследования, проведенные в области планирования  и реализации изменений (Британский совет….) показывают , насколько важны для достижения результата «мягкие», мало измеримые факторы – такие, как эмоции, чувства, убеждения сотрудников.  Становится очевидным факт значимости отношения к изменениям  каждого сотрудника в любом, даже в самом глобальном проекте.

Программа создана как  система психологических практик.

Практики и текущие события жизни составляют две грани единого целого: практики позволяют более эффективно проживать события жизни, а события представляют материал для работы в них.

В результате следования этой системной связи между практиками и жизненными событиями развиваются личностные качества практикующего, осуществляется  личностный рост.

В настоящее время на основе исследований психологических практик   существует целая система технологий развития базовых компетенций.

Профессионал (руководитель, педагог, психолог и др.) используя технологии развития базовых компетенций применительно к (случившимся или предстоящим)  событиям, в которых он является участником, может постоянно улучшать процесс своей управленческой и организационной деятельности и одновременно развивать качества современного  профессионала, составляющие человеческие и интеллектуальные активы (характер, способности, взаимоотношения, осознанный жизненный опыт и др.).

Данная программа  основана на базовых принципах  делового мышления: позитивизме и развитии и достижении умения управлять собой.

Программа также помогает   восполнить дефицит  навыков самоуправления и эффективной коммуникации.

  • Работа с группой в формате тренинга ведется  с применением методики ненасильственного общения М.Розенберга (необходимость фактических наблюдений, слушания, выражения чувств,  пониманию потребностей и др.), обращена к   диалогичной природе человека и способствует восстановлению ценности открытости, спонтанности и выразительности.
  • Работа с эмоциональными состояниями строится на основе  современных подходов и существующих технологиях управления эмоциями
  • Образование и развитие команды происходит в динамике
  • Основы образования команды осваиваются участниками в процессе анализа работы группы и анализа личного опыта.
  • Стратегия управления конфликтами  вырабатывается и в процессе формирования  группы и в целевых упражнениях.

Работа с группой внутри организации улучшает условия для свободного самовыражения участников, коллективного осознания в ходе обсуждений и дискуссий происходящего и приводит к росту понимания конкретной ситуации в данной организации и поиску оптимальных путей решения существующих проблем.

Приближаясь к единому пониманию наиболее острых проблем и соответствующих задач, коллектив обнаруживает ресурсы для их решения.

Формат тренинга способствует созданию большего количества горизонтальных связей и лучшему взаимопониманию участников.

  Задачи Программы: 

Данная программа помогает создать условия (почву и канву) для  более плодотворного сотрудничества всех участников образовательного процесса, повышая уровень эмоциональной и коммуникативной компетентности сотрудников.

  1. Выделять и развивать ключевые компетенции сотрудников организации

Коммуникативная компетентность позволяет нам

осознанно достигать желаемых результатов в общении с людьми, избегая при этом нежелательных эффектов.

Коммуникативная компетентность проявляется и в типовых, и в нестандартных ситуациях общения. Она достигается человеком на основе синтеза его врождённых коммуникативных задатков с приобретёнными навыками социального поведения и зависит от уровня развития личности.

Преодолеть  трудности в межличностных отношениях,

осознать причины собственных коммуникативных неудач и нивелировать их.

  1. Поддерживать и развивать командную работу.

Межличностные коммуникации — один из важнейших элементов командной работы, который играет роль клея, связывающего все элементы  воедино. Различия в стиле межличностного общения между коллегами и другими людьми становятся причиной недопонимания, конфликтов, разочарований и упущенных возможностей.

Главная цель межличностных коммуникаций — достижение взаимопонимания. Кроме того, коммуникации выполняют следующие функции:

♦ Стимулирование коллективного обучения и обмена знаниями (в том числе и неформальными), поддержание непрерывного обновления знаний сотрудников и достижение прозрачности.
♦ Поощрение в организации взаимной кооперации и развитие чувства общности, побуждение людей к действию.
♦ Провозглашение организационных норм и ценностей, влияние на взгляды и позиции людей, развитие понимания значимости изменений и совершенствования.
♦ Развитие таких навыков, как умение эффективно слушать, расставлять приоритеты, планировать действия и т.д.
♦ Предоставление и получение обратной связи.

Таким образом, межличностные коммуникации связаны с расширением знаний (т.е. с обучением) и в результате меняют установки людей и их поведение.

Потенциальная эффективность деятельности организации снижается на 30-50 %, по причине взаимных разногласий, неразрешенных конфликтов, барьеров общения, разорванных отношений, недостаточного личного пространства и отсутствия возможностей развития.

  1. Способствовать развитию и достижению умения управлять собой.

Так как современный окружающий человека мир перегружен информацией, а для ее обработки катастрофически не хватает времени, способностей и здоровья, необходимо обращаться к внутреннему потенциалу, понимать и развивать ресурсы мира внутреннего.

               Актуальность Программы

В настоящее время в ситуации реформирования системы образования и реорганизации образовательных учреждений эффективная коммуникация является необходимым двигателем процесса развития.

Новые ценности и цели образования требуют от педагога знания, как лучших традиций российского образования, так и путей существенного обновления его содержания – поиска тех средств обучения (дидактических принципов, образовательных технологий, методик и приемов, учебно-методических комплексов и пр.), которые дадут возможность учителю по-новому проектировать учебный процесс и соответственно выстраивать коммуникацию.

Однако между пониманием, что нужно делать в конкретной ситуации и реальным поведением лежит большая работа по развитию конкретных навыков.

Важным моментом процесса формирования коммуникативных навыков является мысленное проигрывание своего поведения в различных ситуациях. Планирование своих действий «в уме» является составной частью нормального протекающего коммуникативного действия. Способность человека действовать «в уме» может быть целенаправленно использована для обеспечения «контролируемой спонтанности», являющейся важной характеристикой компетентного коммуникативного поведения.

Групповой тренинг является   весьма эффективным  средством развития коммуникативной компетентности. Человек овладевает внутренними средствами регуляции коммуникативных действий, применяя знания практической психологии, наблюдая за поведением других людей, проигрывая и в воображении и в группе возможные коммуникативные ситуации.

               Структура Программы.

Программа построена с учетом приоритета практики и тренировки навыков.

Чтение и знакомство с методическими материалами происходит самостоятельно (используются  электронные и бумажные носители) при подготовке к занятиям. 

Программа имеет модульное построение.

Каждый следующий раздел является продолжением и развитием предыдущего и может быть отдельным цельным модулем развивающим определенные навыки.    Каждый модульсамостоятельные, целостные, завершенные, но вместе с тем органично взаимосвязанные части Программы.

Высокий уровень включенности участников в процесс занятий (многообразные дискуссии, рефлексия и другие групповые методы работы), сотрудничество и самостоятельная проработка материалов.

позволяют  осуществить:

  • повышение квалификации участников по 3 направлениям: теоретико-методологическому, содержательно-методическому и практико-ориентированному;
  • целенаправленно сохранять органичную связь теории с практикой обучения для развития компетентности.
  • максимально отвечать на запросы группы  в том числе, индивидуальные.          

 Методы работы.

Активные групповые методы можно условно объединить в  основные блоки:

  1. дискуссионные методы;
  2. игровые методы;
  3. сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятие себя как психофизического единства).

1 Дискуссионные методы.
Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию и эго – вовлечённость участников в решение обсуждаемы проблем. Дискуссия даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, что в свою очередь реализуется в их конкретных действиях.

В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированные проблемы, но и случаи из профессиональной практики, и межличностные отношения самих участников. Метод группового обсуждения способствует уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, а также развивает коммуникативные качества и умения.
2 Игровые методы. Операционные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, в результате участник видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события. Операционные игры применяются как средство обучения специалистов и формирование  личностных и деловых качеств, в частности профессиональной компетентности.

Ещё больший интерес для совершенствования личности представляют ролевые игры.

В условиях ролевой игры  участники встречаются с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для  реальной деятельности и часто приходят к необходимости изменить свои установки. Тогда создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков. На первый план выдвигаются активные действия как основные детерминанты успешности социально-психологического тренинга. Психическая активность в игровых методах достигается в результате взаимодействия и изменения всех сторон  проявлений  человека.
3 Сенситивный тренинг.

Особенностью этого метода является стремление к максимальной самостоятельности участников, основанной на актуализации чувств и эмоций.

Особенности   реализации   программы.

Работа с группой может быть проведена внутри организации.  Инициирование диалога в коллективе помогает создать условия для свободного самовыражения участников, коллективного осознания в ходе обсуждений и дискуссий происходящего и приводит к росту понимания конкретной ситуации в данной организации и, в результате, к поиску оптимальных путей решения существующих проблем. Таким образом , формируются условия для передачи существующих в коллективе неформальных знаний  (ощущения, впечатления, мысли, опыт, убеждения), существующие только в головах   людей.

Приближаясь к единому пониманию наиболее острых проблем и соответствующих задач, коллектив обнаруживает ресурсы для их решения.

Задачи данной программы создать условия (почву и канву) для плодотворного сотрудничества всех участников образовательного процесса, повышая уровень эмоциональной и коммуникативной компетентности сотрудников.   Формат тренинга способствует созданию большего количества горизонтальных связей и лучшему взаимопониманию участников.

В программе занятий применяется принцип повторения упражнений с малозаметными изменениями для закрепления навыков и более внимательному отношению к внутренним процессам.

Совместная деятельность по укреплению навыков и совместной отработке эффективных  приемов   коммуникации на примерах рабочих ситуаций помогает сплочению коллектива и росту самоуважения каждого.

Для ведущего программы важно:

  • Уметь слушать, воспринимать и включать полученную информацию в контекст    (уметь быть в процессе развития группы).
  • Знать законы развития организаций (опыт внутреннего и внешнего тренера).
  • Понимать законы образования команды и динамики развития групп.

Иметь общее представление о структурных образованиях и преобразованиях в системе образования (позиция навигатора)

  • Владеть навыками эффективного взаимодействия и стремиться к их совершенствованию в работе с группой.
  • Владеть навыками психологической поддержки и работать на рост самоуважения участников.
  • Сохранять позицию фасилитатора в процессуальной работе и коуча в   упражнениях по отработке навыков.
  • Быть эмоционально компетентным.

Диагностика освоения слушателями предложенной методики и других организационно-информационные вопросы.

Итоговый контроль предполагает проведение  заключительного практического занятия с обратной связью от всех и анализом степени овладения навыками всеми участниками группы.

По результатам выдается сертификат о прохождении курсовой подготовки в количестве 72 часов.

Некоторые занятия   могут быть засчитаны как отдельные модули по отработке навыков.

Вышеизложенное построение Программы позволяет охватить все заявленные в ее концепции уровни повышения квалификации педагогов:

–  теоретико-методологический, содержательно-методический и практико-ориентированный;

–   целенаправленно осуществлять органичную связь теории с практикой обучения;

–       планомерно расширять степень самостоятельности и творчества педагогов в решении задач современного образования в практической  деятельности;

–   максимально учитывать запросы аудитории,  в том числе, индивидуальные.

                      Функции Программы

  1. Мотивационно-ценностная, побуждающая    участников осознать значение построения эффективной коммуникации в условиях изменений и перемен.
  1. Теоретико-методологическая, позволяющая осмыслить современные подходы в развитии коммуникативного и эмоционального интеллекта.
  2. Информационно-методическая, позволяющая участникам познакомиться с современными методиками построения эффективной коммуникации и развития эмоционального интеллекта.
  3. Экспертно-диагностическая, позволяющая участникам с помощью других   адекватно оценить степень эффективности привычных моделей поведения.

Диагностика и экспертиза

Принципы диагностики:

  1. никакой оценки личности без оценки актуального или потенциального окружения;
  2. никакой оценки без развития 

Современный подход к проблеме развития и совершенствования коммуникативной компетентности взрослых людей состоит в том, что обучение рассматривается как саморазвитие и самосовершенствование на основе собственных действий, а диагностика компетентности должна стать самодиагностикой, самоанализом (суть её в том, чтобы организовать процесс диагностики таким образом, при котором его участники получат действенную информацию, т.е. такую, на основе которой люди смогли бы сами осуществлять необходимую коррекцию своего поведения).

  • Механизм обратной связи на каждом занятии.
  • Методика незаконченных предложений
  • Эссе
  • Мониторинг на каждой встрече
  • Методика экспертных оценок
  1. Практическая, позволяющая создать площадку для тренировки навыков самоуправления и эффективной коммуникации.

В результате активного включения в освоение программы участники курса будут знать

современные подходы и технологии в развитии эмоционального интеллекта и конструктивного взаимодействия.

Уметь:

  • Точнее разделять наблюдения и оценку.
  • Точнее выражать результаты наблюдений.
  • Лучше выражать возникающие чувства.
  • Яснее выражать потребности.
  • Уместно обращаться с просьбой или требованием.
  • Лучше защищать себя от манипуляций.
  • Внимательней слушать.
  • Чаще воспринимать  эмпатии и ответственность за чувства.
  • Проявлять эмпатию в напряженных ситуациях.
  • Профессиональней оказывать поддержку.
  • Уметь использовать самоподдержку.
  • Более открыто выражать признательность и благодарность
  • Сохранять самомотивацию
  • Укрепить уверенность в ситуациях различных общения.
  • Выработать оптимальную стратегию преодоления конфликта.
  • Умело обращаться с критикой в свой адрес
  • Конструктивно критиковать.
  1. Содержание программы
  1. Основные навыки эффективного взаимодействия.

Методика ненасильственной коммуникации М.Розенбера концентрирует в себе главные предложения всемирной практической психологии в сфере общения.

  1. Эмоциональные компетенции руководителя и новые возможности развития эмоционального интеллекта.

Самораскрытие  и высокий уровень понимания себя, все более востребуемые сегодня в контактах (в том числе деловых), возможны при внимательном, развивающем отношении к эмоционально-чувственной сфере. Тренинг способствует развитию этих способностей.

Содержание занятий

Занятие 1,2

  • Проведение процедуры знакомства и сплочения участников.
  • Выбор и принятие правил, улучшающих взаимодействие в группе.
  • Ориентация в видах и формах взаимодействия.
  • Стиль познания. Потребности межличностного общения.
  • Знакомство с методикой ненасильственной коммуникации.
  • Выработка индивидуального подхода в освоении методики.

Занятие 3

  • Изучение компонентов эффективной коммуникации.
  • Эффективная коммуникация. Личные трудности и достижения
  • Ценность выражения результатов наблюдений, испытываемых чувств и  потребностей.
  • Тренировка способности разделять наблюдение и оценку происходящего.
  • Упражнения в ясном выражении результатов наблюдений.

Занятие 4

  • Проработка ограничивающих установок, мешающих результативности и эффективности.
  • Навыки эмоционального интеллекта
  • Самомотивация. Установки. Ценности.
  • Возможности в наблюдении эмоций
  • Вербальные и невербальные рисунки эмоций
  • Самоанализ  эмоциональных реакций в различных профессиональных ситуациях
  • Упражнения на опознавание чувств и эмоций.

Занятие 5

  • Точность оценки и выражения эмоций.
  • Использование эмоций в мыслительной деятельности.
  • Понимание эмоций.
  • Умение понимать окружающих. Техники слушания.
  • Активное слушание. Упражнения.
  • Умение выявить в разговоре перспективы других. Упражнения.

Занятие 6

  • Условия развития эмоционального  интеллекта.
  • Приемы эмоционального выбора.
  • Способы выражения эмоций.
  • Структура и подбор эмоций.
  • Доступ к эмоциям.
  • Применение эмоций.

Занятие 7

  • Знакомство с классификациями потребностей.
  • Улучшение понимания своих потребностей с помощью «сосуда самоценности» В.Сатир.
  • Упражнение в ясном выражении своих потребностей.
  • «Я – высказывание». Практика.

Занятие 8

  • Управление эмоциями.
  • Умение использовать информацию, которую дают эмоции.
  • Умение вызывать эмоции или отстраняться от них. Отложенное переживание.
  • Процесс перемен. Динамика индивидуальных изменений.
  • Страх. Формы работы
  • Развитие возможности перехода от эмоционального рабства к эмоциональной свободе.
  • Гнев. Формы работы.

Занятие 9

  • Выделение эмпатии, как ценной составляющей эффективной коммуникации.
  • Освоение эмпатического способа слушания («получение с эмпатией»).
  • Развитие эмпатии вместе с ответственностью за свои чувства.
  • Упражнение в проявлении эмпатии в напряженных ситуациях.
  • Практическое изучение способов поддержки и самоподдержки.

 

Занятие 10

  • Изучение разницы обращения с просьбой или требованием.
  • Тренировка навыка уверенной просьбы.
  • Знакомство с приемами защитного использования силы.
  • Поддержание мотивации и уверенности в себе.
  • Тренировка навыков выражения признательности и благодарности.

 

Занятие 11

  • Как критиковать позитивно и эффективно;
  • Как найти баланс критики и поддержки;
  • Какие чувства возникают в ситуации критики и как с ними обращаться;
  • Как следует вести себя, обращаясь к критике;
  • Как с максимальной пользой и психологическим комфортом воспринимать критику.
  • Пятишаговая модель решения конфликта

Занятие 12

  • Сила воздействия уважения.
  • Самооценка: десять самых распространенных обманов.
  • Поддержание мотивации и уверенности в себе.

Вопросы для дискуссии и самоанализа

Развитие эмоционального интеллекта.
Жизнь в соответствии с ценностями и представлениями.
Умение понимать окружающих.
Умение выявить в разговоре перспективы других.
Использование вопросов и умение поддержать собеседника.
Сила воздействия уважения.
Самооценка: десять самых распространенных обманов.
Поддержание мотивации и уверенности в себе.

Главная особенность тренинговой программы заключается не только в получении новых знаний, но и в систематизации уже имеющейся информации через ощущения в практических действиях и самостоятельном раскрытии в себе новых способностей и возможностей.

Выстраивание региональной системы общих требований к структуре и содержанию программ учебных модулей.

1 модуль

  • Проведение процедуры знакомства и сплочения участников.
  • Выбор и принятие правил, улучшающих взаимодействие в группе.
  • Ориентация в видах и формах взаимодействия.
  • Знакомство с методикой ненасильственной коммуникации.
  • Выработка индивидуального подхода в освоении методики.

2 модуль

  • Изучение компонентов эффективной коммуникации.
  • Ценность выражения результатов наблюдений, испытываемых чувств и потребностей.
  • Тренировка способности разделять наблюдение и оценку происходящего.
  • Упражнение в ясном выражении результатов наблюдений.
  • Упражнение в ясном понимании и выражении чувств.

3 модуль

  • Знакомство с классификациями потребностей.
  • Улучшение понимания своих потребностей с помощью «сосуда самоценности» В.Сатир.
  • Упражнение в ясном выражении своих потребностей.
  • Развитие возможности перехода от эмоционального рабства к эмоциональной свободе.
  • Изучение разницы обращения с просьбой или требованием.
  • Тренировка навыка уверенной просьбы.
  • Знакомство с приемами защитного использования силы

4 модуль

  • Выделение эмпатии, как ценной составляющей эффективной коммуникации.
  • Освоение эмпатического способа слушания («получение с эмпатией»).
  • Развитие эмпатии вместе с ответственностью за свои чувства.
  • Упражнение в проявлении эмпатии в напряженных ситуациях.
  • Практическое изучение способов поддержки и самоподдержки.
  • Тренировка навыков выражения признательности и благодарности.
  • Подведение итога и осознание результата своего участия в тренинге. 

 Диагностика и экспертиза

Принципы диагностики:

  1. никакой оценки личности без оценки актуального или потенциального окружения;
  2. никакой оценки без развития

Современный подход к проблеме развития и совершенствования коммуникативной компетентности взрослых людей состоит в том, что обучение рассматривается как саморазвитие и самосовершенствование на основе собственных действий, а диагностика компетентности должна стать самодиагностикой, самоанализом.
суть её в том, чтобы организовать процесс диагностики таким образом, при котором его участники получат действенную информацию, т.е. такую, на основе которой люди смогли бы сами осуществлять необходимую коррекцию своего поведения.

Методика незаконченных предложений

Эссе

Мониторинг на каждой встрече

Методика экспертных оценок

Диагностика связи эмоционального состояния и эффективности поведения
  • Возможности в наблюдении эмоций
  • Вербальные и невербальные рисунки эмоций
  • Самоанализ собственных эмоциональных реакций в различных профессиональных ситуациях

Диагностика степени повышения уровня владения навыком

Согласно исследованиям в области развития эмоционального интеллекта, он проявляется в деятельности через 15 компетенций. Специально подобранный набор упражнений позволяет участникам тренинга развить те из компетенций, которыми они недостаточно владеют:

1. Самоуважение – способность уважать и принимать себя и свои поступки

2. Эмоциональная самоосознанность – способность понимать свои чувства и причины, их вызывающие

3. Ассертивность – способность выражать чувства, убеждения и мысли и защищать свои права в недеструктивной форме

4. Независимость – способность думать и решать за себя, не будучи излишне подверженным эмоциям других людей

5. Самоактуализация – стремление реализовать свой потенциал, ставить и достигать цели

6. Эмпатия – способность понимать, различать и быть чувствительным к эмоциям других людей

7. Социальная ответственность – способность делать что-то ради других и вместе с другими, осознанно и в соответствии с социальными правилами

8. Межличностные отношения – способность устанавливать и поддерживать эмоционально удовлетворяющие взаимоотношения

9. Стрессоустойчивость – способность активно и позитивно противостоять стрессогенным ситуациям

10. Контроль  импульсивности – способность сопротивляться импульсу к действию, контролировать агрессивность, враждебность и безответственное поведение

11. Реалистичность – способность ясно различать, что происходит в действительности “здесь и сейчас”

12. Гибкость – способность приспосабливать свои мысли, чувства и поведение к изменениям условий и ситуации

13. Решение проблем – способность выявлять и определять проблемы, а также находить и внедрять эффективные пути их решения

14. Оптимизм – способность видеть светлую сторону жизни и сохранять позитивный настрой в любых, в том числе тяжелых, обстоятельствах

15. Счастье – самоудовлетворённость, способность получать удовольствие от жизни; показатель общего уровня эмоционального интеллекта.

Дополнительные преимущества.
Каждый участник в начале тренинга проходит тестирование текущего уровня развития эмоциональной компетентности (Опросник Лидерской Вовлеченности) для того, чтобы развитие необходимых компетенций в ходе тренинга и после него можно было бы выстроить максимально эффективно.

Литература

Атватер И. Я вас слушаю

Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М. «Семья и школа» 1995

Баркер Л., Ватсон К. Искусство слушать. М., Эксмо-пресс, 2001

Бахтин М.М.  Сборник статей «Вопросы литературы и эстетики» (1975)

Бахтин М.М.   Исследование «К философии поступка» (опубликовано в 1986).

Бинкербиль В Ф. Коммуникационный тренинг. Наука общения. М., 2002

Бубер Мартин «Я и ты».

Вацлавик П.  Психология межличностных коммуникаций, СПб, 2000

Григорьева Т.Т. Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. М.1996

Дерябо С. Ясвин В. Гроссмейстер общения. М.1996

Добрович А.Б. Общение: наука и искусство.- М., 1978

Кривцова С.,Махматулина Е. Воспитание: наука хороших привычек» М.»Глобус»1996

Кривцова С.В. Навыки жизни в согласии с собой и с миром. Изд. «Генезис»

Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. Класс,1993

Под ред. Лозовского Искусство разговаривать и получать информацию.  Хрестоматия, М., 1993

Льюис Д. Тренинг эффективного общения. М., Эксмо, 2002

Мелибурда Е.Л.- Ты-мы: Психологические возможности улучшения общения.- М.: Прогресс, 1986

Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Изд-во МГУ,1989

Пауэлл Т., Пауэлл Дж Психотренинг по методу Хосе Сильвы. Питер,,1996

Рай Л. Развитие навыков эффективного общения. Питер,200

Рассел Т. Навыки эффективной обратной связи. Питер, 2002

Рейнуотер Д. Это в ваших силах. М.,1993

Розенберг М. Б. Эффективное общение без принуждения. М., 1999

Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФА-М;Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997.-2

Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.:Прогресс, 1990.

Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. М.1996

Сатир В. Как строить себя и свою семью.,М,1992

Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетенции. СПб, Речь, 2002

Тренинг «Навыки коммуникативного взаимодействия с подростками»  М., Генезис, 1997

Чистякова М.И. Психоглинастика .М.: Просвещение: Владос, 1995.-160с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Ещё нет оценок, будьте первыми!)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Комментирование закрыто.