Освобождение от страха смерти. Смерть как советчик.
“Смерть – это вызов для нас. Мы все рождены, чтобы принять этот вызов, – и обычные люди, и маги. Маги знают об этом, обычные люди – нет.”
Карлос Кастанеда. «Сила безмолвия»
Бездарная мелочность – удел тех, кто забывает о скоротечности жизни.
Тема смерти для большинства людей является трудной и пугающей. Все мы знаем, что не являемся бессмертными, что рано или поздно нам придется уйти из этой жизни, и уход этот неизбежен. Но наша психика устроена так, что мы пытаемся вытеснить из сознания все то, что нас страшит и является неприятным.
Вот почему большинство людей старается не думать о смерти вообще. В итоге они живут так, как будто являются бессмертными. Однако такое вытеснение из сознания мыслей о смерти не только не освобождает от страха смерти, но лишь усиливает его.
Вытесняя из сознания мысли о смерти и страх смерти, мы делаем их неосознанными. Все, являющееся неосознанным, пугает нас гораздо больше, чем то, к чему мы относимся с предельной осознанностью.
Древние не случайно призывали: «Memento mori» – «Помни о смерти». Это выражение часто ошибочно принимается за угрозу, запугивание. На самом деле смысл его в другом: помни о неизбежности смерти, чтобы ценить жизнь. Не забывай, что жизнь коротка, и у тебя не так уж много времени, чтобы сделать что-то по-настоящему важное. У тебя совсем нет времени, чтобы тратить его на всякую ерунду.
Однажды, когда Кастанеда сказал по какому-то поводу, что у него впереди еще достаточно времени, дон Хуан лишь посмеялся над ним. На самом деле никто не знает, сколько времени у него впереди и есть ли оно вообще.
Поэтому все, что нам остается – каждый момент своей жизни проживать как последний момент. Делать только то, что по-настоящему важно, вкладывая в это все свои силы. И отбросить всякую ерунду типа обид, чувства собственной важности, жалости к себе, уныния, недовольства, переживаний по мелочам. Так живет воин, потому что он, в отличие от большинства людей, осознает скоротечность и конечность жизни.
Есть люди, которые вечно недовольны жизнью. Есть те, кто озабочен имуществом и деньгами, кто основательно обустраивается в материальном мире, окружая себя богатствами, не замечая, что накопил уже на несколько жизней, как будто собирается жить не меньше тысячи лет. Есть те, кто превратил свою жизнь в какую-то мелкую суету, бесконечный бег по кругу, не замечая, что растрачивает бесценные мгновения, которые никогда не повторятся. Есть те, кто живет сожалениями о прошлом или мечтами о будущем, упуская свою настоящую жизнь.
Все это дон Хуан называет «бездарной мелочностью», свойственной людям, живущим так, будто они никогда не умрут.
Все они живут как во сне, неосознанно. Все они не видят реальности. А реальность состоит в том, что жизнь – это один яркий миг, и реализоваться нужно здесь и сейчас, стать яркой вспышкой, озарить своим светом мир, вложив в это все свои силы. И самое главное – ценить миг настоящего как единственный момент счастья, потому что другого не будет.
Практика
Представьте, что бы вы почувствовали, если бы точно знали, что настоящий момент вашей жизни – единственный и неповторимый. Для вас существует только то, что есть сейчас. Скоро этого не будет. Вслушайтесь и всмотритесь в окружающее, где бы вы сейчас ни находились.
Вы слышите звуки за окном, на которые, может быть, раньше не обращали внимания, а может, они даже вас раздражали. Звук проезжающей машины, работающего экскаватора или газонокосилки, чьи-то голоса, стук каблуков, смех. Представьте, что этих звуков больше не будет. Вообще никогда не будет никаких звуков. Они – единственное, что вы слышите, и это очень короткий миг, когда вы можете это слышать.
Но ведь это звуки жизни. Они говорят о том, что вы живы. Что вы пока еще здесь. Что жизнь продолжается. Что у вас еще есть возможность резвиться на лужайке, как говорил дон Хуан. У вас есть счастливая возможность вслушиваться в эти звуки.
Отнеситесь к этому именно так – как к счастливой возможности. Тогда осознание конечности жизни и своей смертности станет для вас не поводом к унынию, а поводом к полноценному и счастливому проживанию каждого момента.
Теперь оглянитесь по сторонам. Вы видите вещи, которые перед вами лишь временно. Так будет вовсе не всегда. Может быть, вы видите людей, знакомых или незнакомых. Они перед вами лишь на короткий миг. Порадуйтесь этому мигу – ведь они еще здесь, и вы еще здесь, и все, что вы видите перед глазами, представляет собой огромную ценность именно силу своей скоротечности, недолговечности.
Почувствуйте свое тело. Что оно ощущает? Оцените заново возможность дышать, чувствовать поверхность, на которой вы сидите или стоите, испытывать тепло или холод, обонять, осязать, различать вкус, ощущать движение и покой.
Даже если вы не очень хорошо себя чувствуете, даже если что-то болит – осознайте, что это преходяще, и что это тоже свидетельствует о том, что жизнь продолжается, вы еще живы, вы еще здесь, и это лучше, чем не чувствовать ничего вообще.
Когда вы научитесь проживать каждый миг как последний миг в своей жизни – жизнь повернется к вам совсем другой стороной. Вы почувствуете, что значит жить в полную силу, по-настоящему, с максимальной эффективностью – так, как живет воин.
Избавление от страха смерти. Символическая смерть
Большинство людей настолько боятся смерти, что не могут из-за этого страха полноценно жить. Иногда мы отказываемся от каких-то поступков, которые могли бы сделать нашу жизнь намного ярче, богаче, радостнее, полноценнее, только потому, что боимся риска, и прежде всего – риска для жизни.
Причем часто эти поступки только кажутся нам рискованными, а на самом деле не таят никакой опасности. Но призрак смерти мерещится нам повсюду, хотя чаще всего мы этого не осознаем. Есть даже люди, которые заявляют, что они не боятся смерти, но это не более чем самообман – если только они не прошли осознанно через этот страх и не приняли смерть как неизбежность, от которой невозможно спрятаться, о которой невозможно забыть.
Для большинства людей смерть – это что-то неясное и далекое, что-то, что еще неизвестно когда будет, а потому им кажется, что они ее и не боятся. Воин же рассматривает смерть как что-то, что всегда рядом. И вместе с тем не боится ее. Потому что именно это близкое присутствие смерти дает ему дополнительные силы для жизни, для действия, для безотлагательного принятия решений.
Он видит смерть рядом – но не пугается ее присутствия, а принимает его как вызов для себя – вызов, заставляющий его жить еще интенсивнее.
Чтобы избавиться от страха смерти, а вместо этого принять ее как вызов и сделать действующей силой в своей жизни, в магической традиции дона Хуана есть ритуал захоронения воина .
Это не что иное как символическая смерть, когда живого человека закапывают в землю или даже кладут в некое подобие гроба, оставляя лишь отверстия для дыхания, и оставляют там на какое-то время. В замкнутом пространстве, в полном одиночестве, в непроницаемой темноте, в тишине, в неподвижности, как будто жизнь и правда остановилась, а внешний мир перестал существовать.
В принципе, выбраться из такого «захоронения» человек мог и самостоятельно, если становилось невмоготу. Но это означало, что воин не прошел испытания, и ему предстоит начать заново долгий путь к силе, знанию и к самому себе.
Дон Хуан называет идею смерти единственным, что способно закалить наш дух. Только осознание и принятие смерти дает нам силу выдержать вся тяготы жизни, всю ее боль и страдания. Тот, кто прошел через смерть, пусть даже – через символическую, но принятую как реальную, навсегда становится бесстрашным. И никакие невзгоды над ним уже не властны – потому что если ты принял главную «невзгоду», смерть, все остальное кажется ничего не значащими мелочами.
Чтобы пройти через символическую смерть, не обязательно закапывать себя в землю. Более того – категорически не рекомендуется делать это в одиночку или в компании неподготовленных людей. Это просто опасно и неразумно – а воин, хоть и не боится ничего, все же никогда не пойдет на глупый неоправданный риск. Маги и воины традиции дона Хуана точно знали, как правильно устроить «захоронение», чтобы «захороненный» не задохнулся, чтобы его не засыпало землей, чтобы земля не забила глаза, нос и рот, чтобы он не погиб там от переохлаждения, жажды или голода.
Без таких знаний, проверенных опытом многих поколений, подобная практика является по меньшей мере безрассудством.
Символическая смерть исключает какую бы то ни было угрозу жизни, какой бы то ни было ущерб для человека, для его физического тела. Речь идет о духовном преображении, о внутренних переживаниях умирания – и воскрешения, а никак не о реально опасных для жизни ситуациях.
Существует множество безопасных способов получить этот опыт. Самый простой, но при этом действенный – включить в работу воображение. Вы можете просто представить себе, что вас нет. Вы растворились в пространстве, не существуете.
Не нужно представлять себе картины собственного умирания. Просто представьте, что было бы, если бы жизнь уже кончилась, и не существовало больше ни окружающего мира, ни вас. Если вам удастся представить это себе хотя бы на одну секунду – ваше «воскрешение» поистине наполнит вас счастьем, и вы уже не будете относиться к жизни так беспечно, как прежде.
Обратите внимание: люди, которые уже были на грани жизни и смерти, как правило, не нуждаются в этой практике. Сама судьба провела их через этот опыт, который всегда не случаен: он необходим именно тогда, когда нет другого способа привести человека к новому восприятию жизни и к тому пути, на который направляет его Сила.
Практика
К этой практике не нужно относиться как к чему-то важному и серьезному. Отнеситесь к этому как к игре, или как к некоему психологическому опыту. Вы можете провести этот опыт где угодно и когда угодно, даже безо всякой предварительной подготовки. Все, что для этого нужно, – ваше воображение.
Например, где бы вы ни находились, вы можете на миг замереть, остановить внутренний диалог, представить себе: а что было бы, если бы вот этот самый миг был последним? Если после него – только небытие, темнота и тишина? Спросите себя: что бы я почувствовал при этом?
Не нужно погружаться в это состояние надолго. Не нужно уходить в размышления на эту тему, особенно если они погружают вас в уныние. Пусть это будет лишь мгновенное допущение: а что, если…
Важно уловить именно свои ощущения – одного мига будет достаточно. И вы сразу же испытаете «счастливое воскрешение», убедившись, что жизнь продолжается, и почувствовав, что это на самом деле – ценность и повод ощущать себя счастливым.
Принятие смерти как равноправного партнера, друга и советчика
Когда мы с полной осознанностью относимся к тому факту, что смерть неизбежна, когда мы перестаем прятаться от этой истины, мы можем изменить отношение к смерти – начать воспринимать ее не как врага, а как друга и советчика.
Собственно, когда мы, помня о смерти, начинаем ценить каждый миг своей жизни, – это и есть использование смерти как советчика. Это смерть советует нам: почувствуй себя живым, радуйся, что ты еще жив, сделай сейчас максимум того, на что ты способен, не откладывай на завтра!
Такой парадокс: смерть призывает нас к жизни. Но услышать этот призыв способен только тот, кто живет как воин.
Дон Хуан предлагает Кастанеде образ смерти, который кому-то может показаться лишь устрашающей метафорой. Но мы ведь знаем, что маги не изъясняются метафорами – они говорят лишь о том, что видят, что является для них реальностью.
Смерть, говорит дон Хуан, это наш вечный попутчик, который всегда находится от нас слева, на расстоянии вытянутой руки. На протяжении всей нашей жизни смерть неотступно следует за нами и наблюдает, выслеживая, как охотник выслеживает добычу. Она знает, что эта добыча рано или поздно попадет ей в руки. Но она не коснется нас раньше, чем для этого придет время.
Страшноватый образ, не так ли? На впечатлительных людей он может подействовать угнетающе. Для того чтобы ослабить это угнетающее впечатление, давайте немного изменим точку зрения.
Во-первых, если вам так легче, отнеситесь к этому все же как к метафоре. Мы ведь с вами, в отличие от дона Хуана, не видели никакого «попутчика» слева от себя? Давайте тоже будем верить лишь тому, что видим и чувствуем сами. И отнесемся к фигуре слева от себя как к условности. Сыграем в игру: а что было бы, если бы это действительно было так? Последуем, таким образом, принципу воина, который «верит не веря», что и означает: играет в игру «а что если бы это было правдой». Кроме того, не воспринимайте эту фигуру как личность или как некий устрашающий образ. Помните, что это лишь абстракция – некая сила, не имеющая конкретных очертаний.
Во-вторых, – и это главное: давайте изменим восприятие «попутчика»: будем считать, что это не враг, а друг, и даже партнер и помощник. Собственно, именно это и предлагает сделать дон Хуан. Существует некая абстрактная фигура (не личность, а просто энергия), которая наблюдает за нами, но вовсе не для того, чтобы причинить нам зло. Эта сила не собирается на нас напасть, ее задача не в том, чтобы застать нас врасплох и уничтожить. Она не жаждет уничтожать нас – она просто ждет своего часа, когда мы сами будем готовы к уходу. И эта сила способна давать нам поддержку. Она даже способна сделать нас сильнее, если мы сами будем к этому готовы и этого захотим.
Подумайте, что это зависит только от вас: воспринять этот образ как нечто устрашающее и продолжать бояться – или отнестись к нему как к способу начать жить более осознанной жизнью.
Вот что говорит дон Хуан Кастанеде («Путешествие в Икстлан», глава 4) по поводу того, как мы можем использовать смерть в качестве советчика:
Когда ты в нетерпении или раздражен – оглянись налево и спроси совета у своей смерти. Масса мелочной шелухи мигом отлетит прочь, если смерть подаст тебе знак или краем глаза ты уловишь ее движение, или просто почувствуешь, что твой попутчик – всегда рядом и все время внимательно за тобой наблюдает .
И еще цитата из той же книги:
Каждый раз, когда ты чувствуешь – как это часто с тобой бывает, – что все складывается из рук вон плохо и ты на грани полного краха, повернись налево и спроси у своей смерти, так ли это. И твоя смерть ответит, что ты ошибаешься и что кроме ее прикосновения нет ничего, что действительно имело бы значение. Твоя смерть скажет: «Но я же еще не коснулась тебя!»
Осознание постоянного присутствия смерти рядом с нами способно мгновенно и напрочь лишить нас чувства собственной важности, ведь, как говорит дон Хуан, невозможно чувствовать себя важной персоной, когда знаешь, что смерть неуклонно идет по твоему следу.
Практика
Подумайте о той ситуации, которая сейчас вас тревожит, вызывает ваши волнения и беспокойства. Вы заметите, что такая ситуация есть всегда, и даже не одна, а несколько. Большинство из нас всегда находят, о чем поволноваться, даже если реальных поводов для волнений нет. А может быть, вы переживаете из-за какой-то неудачи, из-за того, что в вашей жизни что-то происходит не так, как бы хотелось?
Представьте себе, что произошло бы, если бы у вас была реальная возможность посоветоваться со своей смертью. «Действительно ли все плохо?» – спросили бы вы у нее. Попробуйте сделать это – сыграть эту сцену, или просто представить ее в воображении, сказав себе: «А что было бы, если бы это было правдой?»
Как изменилось ваше восприятие ситуации? По-прежнему ли вам кажется таким важным и значительным то, что вас беспокоило? Или перед лицом смерти все это стало тем, чем является на самом деле – ничего не значащей чепухой?
В продолжение этого упражнения можно последовать еще одному совету дона Хуана: представьте, что вы уже умерли, но каким-то образом можете оглянуться на свою жизнь, и оценить ее заново. Что бы вам захотелось сделать по-другому как ‘хотелось бы прожить, что исправить, что изменить, глядя оттуда, «из-за черты»?
Начните вносить эти изменения в свою жизнь незамедлительно.
Вы можете применять эти приемы всегда, когда сочтете нужным.
Каждый ваш шаг как «последняя битва»
Почему мы позволяем себе быть недовольными, расстроенными, ленивыми?
Почему мы подчас делаем все кое-как, халтурим, откладываем на завтра?
Почему мы позволяем себе нерешительность и сомнения?
Почему мы и живем, и работаем, и чувствуем вполсилы?
Просто потому, что пребываем в иллюзии: у нас впереди еще прорва времени, мы еще все успеем, нагоним, мы еще примем свои самые важные решения и сделаем самые важные дела, мы еще скажем самые важные слова и еще проявим себя, заявим о себе, осуществимся – только дайте нам время, а пока мы лучше отдохнем, поспим на ходу, побездельничаем, сделаем все кое-как, ведь время у нас еще есть.
Воин никогда не позволяет себе подобных рассуждений. Воин точно знает: времени у него в обрез. И даже более того – времени в запасе может не быть вообще.
Воин знает: у него есть только этот миг, чтобы принять решение, сделать выбор, выполнить все, что от него зависит, вложив в это все свои силы.
Не важно, что вы делаете – делайте это как в последний раз.
Делайте это так, будто у вас больше не будет возможности проявить себя, сделать что-то хорошо. Покажите хотя бы самому себе, как это нужно делать, как вы можете это сделать. Масштаб вашего занятия не имеет никакого значения. Важен ваш настрой, ваше намерение, ваше устремление, ваше рвение, а не результат.
Если вы просто дворник, подметаете дорожки – вложите в это занятие всего себя, делайте свое дело идеально, чтобы не осталось ни одной соринки – или найдите себе другую работу.
Если вы пишете доклад – пишите так, как будто это единственный способ сказать людям что-то важное, как будто это единственное, что останется после вас. Это нужно не кому-то – это нужно вам.
Сможете ли вы в свой последний час сказать: «Каждый миг моей жизни я делал все, что мог, – все, что было в моих силах»? Сверяйте каждое свое дело, каждый шаг по этой формуле – и вы удивитесь тому, как на многое на самом деле способны. Вы откроете в себе возможности, о которых и не подозревали. А главное – только тогда ваши поступки будут по-настоящему значимы: они начнут обладать силой.
Дон Хуан предлагает Кастанеде отнестись к каждому своему поступку, шагу, решению так, как будто это его последняя битва на Земле. Битва, в которой еще можно успеть выйти победителем, даже если через мгновение наступит смерть. Битва со своей глупостью и ленью, с чувством собственной важности и жалостью к себе, битва за силу и свободу, за право быть самим собой и проявлять себя и свой дух во всей полноте и мощи. Битва, в которой главное – не сдаться, не дать никому и ничему сломить свой дух.
Это самое главное – в каждый момент своей жизни, каким бы он ни был, успеть проявить свой дух воина, не дожидаясь более удобного шанса, которого может и не быть. Спросите себя: что если у меня не будет другой возможности? Не пожалею ли я о том, что упустил этот шанс, растратил себя на ерунду, такую, как самосожаления или недовольство жизнью?
Даже если вы по каким-то причинам лишены возможности действовать, принимать решения, совершать поступки – это не значит, что у вас нет выбора и вы ничего не можете сделать.
Сосредоточьтесь на том, что вы сейчас чувствуете, каков ваш настрой, и подумайте: достойны ли вы сейчас называться воином? Принимаете ли вы как вызов то, что происходит с вами?
Что бы ни происходило, вы можете выбрать не сдаваться. Вы можете жить как воин, даже если внешне бездействуете.
Вы можете закалять свой дух воина в любой ситуации. Это и значит принимать любую ситуацию как последнюю битву на Земле.
Практика
Подумайте о том, что бы вы сделали прямо сейчас, если бы точно знали, что именно в этот момент происходит ваша «последняя битва на Земле»? Другого шанса не будет! Только сейчас вы можете еще успеть сделать то, что давно хотели, но до чего почему-то не доходили руки; отказаться от вредной привычки; доделать что-то начатое, но брошенное; помириться с кем-то; сказать кому-то что-то важное, что давно собирались, но не решались; реализовать свои таланты и способности, проявить лучшие качества своего характера, и т. д.
Составьте список подобных дел, которые вы откладывали на неопределенное будущее только потому, что считали, будто впередиу вас еще много времени, и вы всеуспеете.
Определите, в какой очередности вы будете все это осуществлять, и приступайте незамедлительно.
Мы все устроены так, что склонны то и дело впадать в неосознанность, «засыпать», забывать о том, что мы обязаны каждый миг жизни проживать с максимальной интенсивностью. Поэтому очень важно проявлять волю, буквально заставляя себя «просыпаться» и жить осознанно. Чем чаще вы будете это делать – тем лучше. Таким образом вы приучите себя жить с постоянно бодрствующим духом. Только бодрствующий дух может реализовать себя полностью.
Но заметьте: жить с максимальной интенсивностью – это вовсе не обязательно означает какую-то бурную внешнюю активность. Если вы помните, дон Хуан мог часами сидеть в молчании в одной и той же позе – но он не бездействовал, потому что его дух воина при этом бодрствовал, находясь в полностью осознанном состоянии.
Речь идет об интенсивности внутренней жизни, жизни духа, настроенного на то, чтобы никогда не сдаваться, не пасовать, давать бой унынию, беспомощности, зависимости от обстоятельств, и буквально впитывать в себя жизнь, каждый ее миг, наслаждаясь самим фактом своего бытия.
Внешняя активность, напротив, часто уводит нас от состояния подлинного контакта с реальностью. Поэтому, используя смерть как советчика и пробуждаясь к подлинной жизни, всегда руководствуйтесь только потребностями духа. Принимайте те решения, которые действительно вам нужны, и делайте только то, что необходимо. Не тратьте впустую силы и время.
Тогда ваши решения и поступки будут решениями и поступками воина, а не человека, который хаотически движется по жизни в зависимости от того, «куда подует ветер». Воин не похож на сорванный с дерева лист, следующий безо всякой цели за воздушными потоками – воин живет и действует стратегически, исключая ненужную трату энергии, и именно потому его жизнь максимально интенсивна и максимально эффективна.
ИСТОЧНИК: «Обрети силу Карлоса Кастанеды. 50 практик для развития сверхспособностей» : ACT; М.:; 2014
ISBN 978-5-17-084047-2