Переживание своей самоценности как отдельного человека – база для любого конструктивного общения.
Самоценность по Вирджинии Сатир – «это полнота переживания человеком самого себя как живущего, как наполненного силами жизни бытия.
Самоценность это переживание, чувство и знание вместе. Самоценность – переживание наполненностью жизненными силами. От полноты этого переживания зависит все в жизни человека. Однако это напрямую не связано с благополучием, удачливостью, так как это всего лишь внешний контекст. Самоценность определяет характер общения человека с другими».
Навыки конструктивного взаимодействия
Модель социального поведения А.И. Гольдштейна
включает 37 основных навыков.
А) Начальные навыки – некоторые минимальные умения, которые позволяют человеку вступать в контакт с другими людьми, участвовать в разговоре.
1. Вступить в разговор с кем- либо.
2. Перейти в разговоре к интересующему Вас вопросу, детально обсудить его и ответить на вопросы собеседника.
3. Дать другому человеку понять, что Вы внимательно выслушали его и затем умело завершить разговор каким-то уместным замечанием.
4. Выслушивать другого человека, быть внимательным к нему, постараться понять его и показать ему свою заинтересованность.
Б) Самовыражение в разговоре – умение выразить свои чувства и переживания или передать информацию другому человеку.
5. Сказать комплимент, сказать собеседнику, что Вам что-то нравится в нем или в его действиях.
6. Дать понять другому человеку, что Вы благодарны ему за то, что он сделал для Вас.
7. Поддержать человека, если он сомневается в своих силах.
8. Попросить о помощи: попросить кого-либо помочь Вам квалифицированно справиться со сложной ситуацией, с которой Вы не можете справиться самостоятельно.
9. Доходчиво объяснить кому-либо, что и как ему делать.
10. Выразить нежные чувства, дать понять кому-либо, что Вы неравнодушны к нему (к ней).
11. Обратиться с жалобой: дать кому-то понять, что он виноват перед Вами, и попытаться найти решение проблемы.
12. Убедить другого человека, что Ваша точка зрения на что-либо более правильная и более продуктивная, чем его.
13. Выразить свое недовольство, выразить свое возмущение прямо и честно.
В) Реакция на мнение другого человека в разговоре или реакция на то, что он переживает.
14. Дать другому человеку понять, что Вам приятна его похвала и что Вы ее цените.
15. Откликнуться на переживания другого человека (эмпатия) – попытаться понять то, что чувствует другой человек и выразить ему свое понимание.
16. Принести извинения – сказать кому-либо, что Вы искренно сожалеете, что причинили ему неприятность.
17. Выполнение указаний – строго следовать инструкции и выполнять соответствующие действия.
18. Реакция на уговоры – учесть предложения другого человека, сравнить их со своими идеями и решить какой образ действия будет лучше для Вас в конечном счете.
19. Реакция на неудачу- выделить, что в Ваших действиях было неправильно и что можно изменить. Чтобы более успешно действовать в будущем.
20. Разобраться в противоречивых заявлениях: выяснить, что в словах другого человека соответствует действительности.
21. Реагировать на жалобу – справедливо реагировать на неудовольствие другого человека и показать ему, что Вы стараетесь его понять.
22. Попытаться понять гнев другого человека и показать ему, что Вы стараетесь понять его.
Г) Навыки планирования предстоящих действий – прежде чем разговаривать с другими людьми или делать что-то, необходимо это спланировать и как следует подготовиться к предстоящему действию.
23. Решить, чего Вы хотите добиться и насколько это реально.
24. Решить, какая специальная информация Вам нужна и обратиться за ней к компетентным людям.
25. Сосредоточиться на выполнении задания, создать такие условия, которые позволят Вам сделать работу наиболее эффективно.
26. Оценка собственных способностей – честно и беспристрастно оценить свои способности, чтобы определить, насколько Вы компетентны в соответствующем деле.
27. Приготовиться к нелегкому разговору- заранее обосновать свою позицию в разговоре, который обещает быть трудным.
28. Выделение приоритетных проблем – решить, какая из проблем наиболее важная и какая должна быть решена в первую очередь.
29. Принять решение – оценить, какое из возможных решений является наиболее реалистичным, наметить наиболее реалистичный образ действий, который по вашему мнению, отвечает вашим интересам.
Д) Альтернативы агрессивному поведению – каким образом избежать конфликта и разрушения отношений или вести себя в конфликтной ситуации наиболее продуктивным способом.
30. Определить, какие именно чувства Вы испытываете.
31. Определить виновного – определить, чьи именно действия (ваши или другого) явились причиной того, что произошло.
32. Обращение с просьбой – попросить у соответствующих людей то, что Вам нужно и то, что Вы хотите.
33. Релаксация – успокоиться и расслабиться, когда Вы напряжены.
34. Самоконтроль – овладеть собой, не допуская срыва.
35. Переговоры – прийти к компромиссному решению в споре с другим человеком.
36. Помочь другому человеку, когда он не может справиться со своими проблемами.
37. Самоутверждение – отстаивать свою позиции,. показав другому, что Вы хотите испытываете или думаете по поводу чего либо.
ПРАВИЛА ВЫЯСНЕНИЯ
1. Для выяснения можно использовать следующие ключевые слова:
– Не повторите ли вы еще раз?
– Что вы имеете в виду?
– Не объясните ли вы это?
– Извините, я не совсем понял вас…
Такие мягкие, нейтральные фразы приглашают собеседника, не обижая его, высказывать свою мысль более конкретно, подыскивать другие слова.
2. Реплики должны касаться того, что человек говорит, но не оценивать его поведение или умение изложить свои мысли.
Выражения типа: «Что ты как бестолковый! Не можешь говорить понятнее?» – никакого отношения к этому приему не имеют. Они отталкивают собеседника, заставляют его защищаться.
3. Пользуясь выяснением, лучше стараться также не задавать вопросов, требующих односложного, «да-нет», ответа: это сбивает человека, он начинает ощущать, что его допрашивают. Вместо вопроса: «Это что, трудно сделать?» – полезнее спросить:
-А насколько трудно это сделать? В первом случае мы невольно перехватываем инициативу и после ответа должны уже говорить сами, во втором – даем возможность собеседнику продолжать и остаемся слушателями.
ПРАВИЛА ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЯ
Перефразирование можно начать следующими фразами:
“Если я Вас правильно понял, то …”
“Вы поправьте меня» если я ошибись, но …”
“Другими словами, Вы считаете …” и т. п.
При перефразировании нужно ориентироваться именно на смысл, содержание сообщения, а не на эмоции, которыми оно сопровождается (для этого существует специальный прием – “отражение чувств”). Оно помогает отделить “зерна” смысла от “плевел” эмоций: возбуждения, взволнованности, подавленности.
Важно выбрать главное и сказать это своими словами. Буквально повторяя, мы будем напоминать нашего попугая, что навряд ли произведет на собеседника благоприятное впечатление. При этом желательно перефразировать все более или менее важные мысли.
Не стоит, желая перефразировать собеседника, перебивать его: перефразирование уместно, когда говорящий сделал паузу и собирается с мыслями, о чем говорить дальше. Наше повторение его слов в такой ситуации не только не собьет его с толку, но, наоборот, послужит фундаментом, от которого он сможет оттолкнуться, чтобы двигаться дальше.
«Я – слушание» (привычка слушать «на автомате»)
Навык определения своего «Я – слушания» помогает наладить эффективную коммуникацию и формируется в результате привычки к рефлексии на основании важного умения – брать на себя ответственность за собственные мысли, чувства и действия.
«Я – слушание» это своеобразные «фильтры», которые есть у каждого человека. Они принадлежат самому человеку, но сам их обладатель склонен приписывать их не себе, а внешней информации, которые он получает от других людей (и мира в целом).
Фильтры воплощают процесс придания смыслов обьективной информации и отражают привычки конкретного человека-обладателя фильтров.
Как научиться определять свои «Я – слушания»
Представьте себя, слушающего разных людей в разных обстоятельствах. Пусть в голову само приходит то, что осталось в памяти.
Попробуйте коротко, в виде формулы определить свои фильтры или «Я – слушания.
Помните, что во время разговора они могут сменять одно другое или исчезать вовсе.
Обычно участники тренинга называют такие «Я – слушания»:
«Я тебе не верю»
«Нравлюсь ли я тебе?»
«Я хочу тебе помочь»
«Я знаю»
«Мне безразлично»
«Я могу сделать это лучше»
«Зависть»
«Сплетня»
«Мне интересно все, что ты говоришь»
«Обида»
«Критик»
«Саботажник» и др.
Повседневная жизнь наполнена поводами и причинами, чтобы потренировать подобные умения и навыки.
Литература тоже предлагает массу таких возможностей.
Список литературы.
Розенберг М. Б. Эффективное общение без принуждения. М., 1999 http://www.inim-rao.ru/mode.7635-item.72644-type.html
Атватер И. Я вас слушаю
http://financepro.ru/style/13247-ya-vas-slushayu-atvater- i.html
Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. 2005 г. в серии Руководство Практического Психолога и Социального Педагога http://lib.rus.ec/b/143270
Баркер. Л., Ватсон К. Искусство слушать.- М., Эксмо-пресс, 2001 http://izhlib.ru/author/25110
Бахтин М.М. Сборник статей «Вопросы литературы и эстетики» (1975) http://nanobukva.ru/b/wert/bakhtin_m_m__voprosy_literatury_i_ehstetiki.html
Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. – М., 1986. – С.80-160.
Бахтин М.М. Исследование «К философии поступка» (опубликовано в 1986). http://www.infoliolib.info/philol/bahtin/postupok3.html
Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех / Вера Ф. Биркенбиль. – Пер. с англ. Н.Чупеев. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 352 с. – (С.: Популярная психология). http://www.grand-fair.ru/cgi-bin/test.pl?layer=other&page=book&pid=1329
Бинкербиль В Ф. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 352 с. – (С.: Популярная психология). http://www.grand-fair.ru/cgi-bin/test.pl?layer=other&page=book&pid=1329 М., 2002
Бубер Мартин. «Я и ты». http://lib.ru/FILOSOF/BUBER/ihunddu1.txt
Вацлавик П. Психология межличностных коммуникаций. СПб.: Гуманитарная Академия – Речь, 2000. – 299 с.
Григорьева Т.Т. Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. М.1996 http://www.gennadij.pavlenko.name/ex-book?text=401
9. Дерябо С. Ясвин В. Гроссмейстер общения Издательство: Смысл; Питер Серия: 5-469-00107-5 ISBN: 5-89357-190-8 .2004 //192c/ http://www.ljpoisk.ru/archive/3968907.html
10. Джон Уитмор. Коучинг высокой эффективности. Издательство: МАК 2005г. .161с. http://www.koob.ru/whitmore_john/coaching_for_performance
Кривцова С.В. Навыки жизни в согласии с собой и с миром. Издательство – Генезис Год издпния – 2002 ISBN – 5-85297-051-4 Серия – Психология для жизни.
Кроль Л.М. Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. Издательство: Класс ISBN: 5-86375-002-2 Год издания: 2005 Страниц: 98
Льюис Д. Тренинг эффективного общения. М., Эксмо, 2002, 113с. http://liberal.nglib.ru/book_view.jsp?idn=001617&page=113&format=free
Марша Рейнольдс. Коучинг: эмоциональная компетентность / Пер. с англ. -М.: Центр поддержки корпоративного управления и бизнеса, 2003. -112 с. -Серия “Коучинг из первых рук”. М.2003
15. Мелибурда Е.Л. Ты – мы: Психологические возможности улучшения общения.- Jerzy Mellibruda. Ja-Ty-My
Psychologiczne możliwości ulepszania kontaktów międzyludzkich
Warszawa: Nasza Księgarnia, 1980 М.: Прогресс, 1986.-265с. http://psylib.org.ua/books/melib01/index.htm
Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Изд-во МГУ,1989
Рай Л. Развитие навыков эффективного общения. – СПб.:Питер,2002
Рассел Т. Навыки эффективной обратной связи. – Питер, 2002,176с.
Рейнуотер Д. Это в ваших силах. – М.,1992-240с. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=74245
Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФА-М;Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997.
Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. М.2002-224с.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: Педагогика – Пресс, 1992 г.
Сидоренко Е. В.. Тренинг коммуникативной компетенции. – СПб, Речь, 2002
Тренинг «Навыки коммуникативного взаимодействия с подростками». Москва: Генезис-2004г, 184 стр. ISBN 5-85297-090-5.
Чистякова М.И. Психоглинастика. – М.: Просвещение: Владос, 1995.-160с.