logo

Эффективное общение без принуждения. Ясное выражение наблюдений и чувств.

Рубрика: Психология для жизни, Семейная психология, Статьи | | Опубликовано: 21 января 2015 | Комментариев: 0

обложка книги
Маршалл Б. Розенберг
ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ БЕЗ ПРИНУЖДЕНИЯ

Ясное выражение результатов наших наблюдений

Я могу вытерпеть, когда ты мне говоришь о том,
Что я сделал или что я не сделал.
И я могу сладить с тем, как ты истолковываешь мое поведение.
Но, пожалуйста, не смешивай одного с другим.
Если ты хочешь запутать любой вопрос,
Я могу сказать тебе, как это сделать:
Смешивай то, что я делаю.
С тем, как ты на это реагируешь
Скажи мне, что ты разочарована.
Когда ты видишь незаконченную работу.
Но, называя меня “безответственным,
Ты не достигнешь того, чтобы я захотел что-то сделать
И скажи мне, что ты чувствуешь обиду.
Когда я отвечаю “нет” на твоё предложение,
Но, называя меня равнодушным,
Ты не увеличиваешь свои шансы в будущем
Да, я могу вытерпеть, когда ты мне говоришь о том,
Что я сделал или что я не сделал.
И я могу сладить с тем, как ты истолковываешь мое поведение.
Но, пожалуйста, не смешивай одного с другим.
Маршалл Розенберг
Я никогда не видела ленивого человека
Но я видела человека, который ни разу не пробежал
Пока я наблюдала за ним:
И я видела человека, который иногда спал
Между обедом и ужином,
И который оставался дома в дождливые дни,
Но он не был ленивым человеком.
И прежде, чем назвать меня сумашедшим,
Подумай, был ли он на самом деле ленивым.
Или он просто делал нечто, что мы привыкли называть “ленью”?
Я никогда не видела тупого ребенка.
Но я видела ребенка, который иногда делал вещи.
Которые я не понимала,
Или выбирал такие способы действий.
Которые не соответствовали моим подходам:
Я встречала ребенка который не видел того.
Что было знакомо мне.
Но он не был тупым ребенком.
И прежде, чем ты назовешь его так
Подумай, действительно ли он тупой ребенок.
Или он просто понимает что-то иначе, чем ты.
Я смотрела изо всех сил.
Но не могла увидеть даже повара.
Но я видела человека
Который комбинировал ингридиенты пищи,
Включал газ и смотрел за плитой,
На которой готовилось мясо.
Я видела все это. но не повара.
Скажи мне, когда ты все это видишь,
Перед тобой – повар или просто человек.
Который делает определенные вещи?
То, что одни зовут ленью.
Другие усталостью или спокойствием.
То, что одни – тупостью, другие – иным пониманием.
Поэтому я решила: чтобы избегать неловкости,
Не смешивать свои мнения со своими наблюдениями.
Но вы можете поступать по-своему.
А это – только мое мнение.
Руфь Бебермейер

Используя методику ненасильственной коммуникации, мы четко отмечаем, что человек сделал такого, что привнесло положительный или отрицательный оттенок в наше существование, но при этом мы заботимся о том,чтобы это не звучало как критика. Другие люди скорее смогут
откликнуться и помочь нам, если мы ясно скажем, какие их действия улучшили бы нашу жизнь.
Напротив, когда люди слышат критику, их энергия направляется на самозащиту или ответную критику, и их забота о нашем благополучии уменьшается. Это не означает, что, используя методику ненасильственной коммуникации, мы отказываемся от оценок действий других людей, мы только подчеркиваем необходимость разделения результатов наблюдений и их оценок. На Иллюстрации 5 показано, что я понимаю под этим разделением. Наблюдая, мы можем видеть, слышать, трогать.
Результаты наших наблюдений описательны. Оценка же включает в себя некоторые выводы из того, что мы наблюдаем
Многие из нас находят, что это не так просто – наблюдать за тем, что делают люди, не включая з результаты наших наблюдений критикиу, осуждение или другие формы анализа. Дж.Кришнамурти писал, что наблюдение без оценки есть высшая форма человеческого интеллекта.
Используя методику ненасилия, высказывание о другом человеке мы можем сделать только в форме описания результатов наших наблюдений на языке определенных действий. Все остальное в нашем общении относится к тому, что происходит в нашем сознании, в связи с описанными действиями партнера, и к тому, что бы нам хотелось, чтобы было сделано.
Когда мы разделяем результат наблюдения и его оценку, мы уменьшаем те трудности, причиной которых является наша обычная речь. “Наш язык – это несовершенный инструмент, созданный древними и невежественными людьми. Это анимистический язык, который побуждает нас
говорить о стабильности и каких-нибудь постоянных, о сходствах, обычных вещах и их классах, о волшебных превращениях, быстродействующих лекарствах, простых проблемах и окончательных решениях. Однако мир, который мы пытаемся описать этим языком, это мир процесса, изменений,
различий, аспектов, зависимостей, отношений, роста, взаимодействий, развития, овладения опытом, завершения, неоднозначности, Несовместимость нашего сверхизменчивого мира-и относительно
статичного языка является частью нашей проблемы” (Венделл Джонсон, 1972).
Следующие примеры показывают разниц/ между утверждениями, в которых оценки включаются в описание результатов наблюдений, и высказываниями, в которых эти две вещи разделены.
Наблюдения и оценки смешаны
Ты поступаешь, не подумав.
Наблюдения отделены от оценки
Ты переключила программу, не спросив, смотрю ли я телевизор.
Ты наивен. Ты подписал контракт, не спросив мнения других,
Я застенчивый человек. Когда я прихожу на вечеринки, я молчу.
Она тщеславна. Она рассказывает про свои успехи,
но не спрашивает других, что сделано ими.
Он – женоненавистник. Он сказал, что женщины предназначены для того, чтобы сидеть дома и растить детей.
Она слишком эмоциональна. Она плачет, когда я говорю ей, что я зол.
Он пытался манипулировать мной.
Он сказал мне, что я – самый великодушный среди всех, кого он знает, а затем спросил, не могу ли я одолжить ему денег.
Она слишком много жалуется. Вчера она более часа говорила о своих физических недомоганиях.
Трудности, которые многие из нас испытывают при попытках отделить результаты наблюдений от их оценок, стала для меня особенно очевидной, когда я работал с преподавательским составом одной начальной школы. Учителя и директор школы не могли работать вместе, и районный
руководитель образования попросил меня помочь разрешить этот конфликт. Было решено, что я сначала встречусь только с учителями, а затем будет совместная встреча с директором.
Я начал встречу с учителями, спросив их, что делает директор такого, что входит в конфликт с их потребностями. Мой вопрос относился к результатам их наблюдений, но первый же отвечающий
высказал оценку:” У него язык без костей”,
Я объяснил, что выражение “язык без костей” дает мне информацию о том, как этот учитель оценивает директора, но не дает ответа на вопрос, что директор делает такого, что противоречит потребностям этого учителя. Теперь я спросил этого учителя, не мог ли бы он мне сказать, что
именно директор говорил или делал, благодаря чему он пришел к заключению, что у директора “язык без костей”.
“Я знаю, что он имеет в виду”, – сказал второй учитель,- ‘директор слишком много говорит”. Я объяснил этому учителю, что выражение “слишком много говорит” является оценкой того, сколько
директор говорит, но оно не было четким описанием поведения. Вновь я поощрил учителей к такому описанию поведения директора, беспокоящего м, в котором бы не было смешения результатов наблюдений и оценок.
Третий учитель сказал: “Он думает, что только ему есть что сказать”. Я объяснил, что делать заключения о том, что думал другой человек, совсем не то же самое, что фиксировать в наблюдении то, что он делал. Затем сделал попытку четвертый учитель: “Он постоянно хочет быть в центре внимания”. Я сказал, что делать вывод о том, что человек хотел, не означает отмечать, что он делал. Тогда два учителя в один голос выпалили: “Да, но это слишком трудно”,- и один из них добавил “Все, что приходит мне в голову, это осуждения”. С моей помощью учителя постепенно смогли выделить раздражающие их проявления директора без смешивания их с оценками. Одним из них было то, что директор на общих собраниях
рассказывал случаи из своего детства и делился своим военным опытом. В результате собрания иногда заканчивались на 20 минут позже, чем было предусмотрено. Я спросил учителей, говорили ли они директору, что эта его привычка раздражает их. Они ответили – пытались, но теперь они видят, что выражали свое мнение в форме, которая легко давала
возможность директору сделать вывод, будто на него нападают, а не обратить его внимание на его привычку, которая их раздражала. Они согласились поговорить с ним об этом, во время нашей общей встречи
Почти сразу же, как только началась встреча директора с учителями, я смог увидеть, что они имели в виду. Что бы ни обсуждалось, директор говорил: “Это напоминает мне…”, – и затем он начинал историю о войне или о детстве. Я ждал, что учителя скажут директору о своем дискомфорте в связи с этим, Однако вместо того, чтобы выразить свои переживания на языке ненасильственной коммуникации, они своими позами явно демонстрировали осуждение. Некоторые учителя закатывали глаза, показывая изнеможение, другие зевали, а один постоянно поглядывал на
часы.
Понаблюдав некоторое время эту тягостную сцену, я спросил: “Не собирается ли кто-нибудь что-то сказать?” После неловкой паузы, учитель, который говорил во время нашего первого собрания, собрался с духом, посмотрел на директора в упор и сказал:”Эд, у тебя язык без костей” Иногда не так то просто перейти от смешения результов наблюдений с оценками к их разделению. С моей помощью учителя смогли описать директору те его действия, которые их раздражали Директор слушал с готовностью, а затем сказал: “Почему же вы не сказали мне об этом раньше?” Затем он сказал, что ему не приходило в голову, что его привычка противоречит потребностям слушающих его людей, и начал рассказывать историю, связанную с этим, не отдавая отчет, что продолжает делатьть тоже самое. Я перебил его и добродушно заметил это. Все вместе мы обсудили, как можно в мягкой форме давать знать Эду, что его истории не встречают благодарности у слушателей.
В Таблице 1 обобщены некоторые наиболее частые способы смешения результатов наблюдений с оценками, которые мне встречались
Таблица 1. Наиболее часто встречающиеся способы
смешения результатов наблюдений с их оценкой
Примеры смешения Примеры разделения
1. Использование по отношению к людям существительных, обозначающих тип или группу людей, без ясной демонстрации того, что имеет место субъективное оценивание:
Ты слишком великодушен. Когда ты отдаешь все свои обеденные
деньги другим, я думаю, что ты слишком великодушен.
2. Использование глаголов с оценочными значениями:
Дауг медлит. Дауг не готовится к экзаменам до последнего дня.
3. Высказывание своего мнения о мыслях, чувствах, намерениях, желаниях других людей в такой форме, как будто оно единственно возможное:
Он так и не начнет работать. Он не начал работать (или: Он
сказал: “Я не начну работать”)
4. Смешивание (субъективного) предвидения с (объективной) определенностью: Если вы не будете есть Я беспокоюсь, что если вы не
сбалансированно, вы будете есть сбалансированно. испортите свое здоровье вы испортите свое здоровье.
5. Отсутствие конкретности в высказывании об описываемых лицах:
Китайцы не заботятся В 1979 году я не видел ни об устройстве своего быта одной китайской семьи, которая бы подстригала лужайку перед
домом или чинила крышу.
6. Использование слов, отрицающих какую-то возможность, без указания на то, что дается оценка:
Ханс Смит – плохой игрок. Ханс Смит за 20 игр не забил ни одного
гола
7 Использование прилагательных и наречий без указания на то, что это – оценивание:
Джим уродлив. Вид Джима не нравится мне.
Замечание: Слова ‘всегда” и “никогда” и их синонимы являются результатами наблюдений,
когда используются следующим образом: “Всегда, когда я видела Джека разговаривающим по телефону он говорил как минимум 30 минут”; “Я не могу припомнить, чтобы ты когда-нибудь написал мне”.
Иногда эти слова используют как преувеличения, для того, чтобы что-то усилить. В этих случаях имеют место смешения результатов наблюдений и их оценок. Например: “Ты всегда занята”.
По моему опыту при использовании преувеличений, они чаще провоцировали защиту, чем то понимание, на которое рассчитывает говорящий.
Слова “часто” и “редко” и их синонимы являются наречиями, в которых смешаны результаты наблюдений и их оценки. Вот примеры того, как это может звучать, когда результаты наблюдений и оценка разделены:
Ты редко делаешь то, что вот уже третий раз подряд на мое
хочу я. предложение что-либо сделать вместе
ты отвечаешь отказом.
Он часто к нам заходит. Он к нам заходит как минимум три раза в неделю.

Книгу М.Розенберга можно найти на сайте:

http://litcey.ru/istoriya/41640/index.html

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Ещё нет оценок, будьте первыми!)
Загрузка...

Поделитесь этой записью в социальных сервисах

Похожие записи:

Комментирование закрыто.