Основная сущностная потребность (по Вирджинии Сатир) любого человека – ощущать себя полноценно и полнокровно живущим (« Я – ЕСМЬ (есть)»).
Что означает при анализе подобного состояния:
Любить и быть любимым;
Уважать и быть уважаемым;
Понимать и быть понимаемым;
Чувствовать себя свободным, как в среде, так и внутри себя;
Самоопределяться, самосовершенствоваться и, разумеется, самореализовываться ………
В психологии множество исследований, классификаций и определений потребностей человека.
Приведу одну из работ на тему потребностей:
“,В современном естествознании термин «потребность» имеет несколько значений.
«Потребность — в самом общем значении этого слова — су¬щественное звено в системе отношений любого действующего субъекта, это определенная нужда субъекта в некоторой сово¬купности внешних условий его бытия, притязание к внешним обстоятельствам, вытекающее из его сущностных свойств, при¬роды». В таком качестве потребность выступает как при¬чина деятельности (шире — как причина всякой жизнедеятель¬ности). Этимология данного понятия такова, что оно распространяется на весь мир органической и социальной жизни, как бы указывая на естественную связь между этими двумя высшими формами движения материи. Именно этим обстоятельством объясняется многогранность понятия «потребность».
Более развернутое значение этой категории связано с конк¬ретизацией представлений о субъекте деятельности, т.е. носите¬ле потребностей. В качестве носителя могут выступать:
биологический организм;
· человеческий индивид;
· сообщество людей (семья, род, племя, народ);
· социальная группа или социальный слой (класс, нация, сословие, поколение, профессиональная группа).
Специфика социологического анализа проблемы потребно¬стей заключается в выяснении взаимоотношений между выде¬ленными здесь социальными субъектами. Перекрещивание по¬требностей этих субъектов, совпадение между ними, их объеди¬нение, сходство и конфронтация образуют сложную систему. Мера «материальности» или «духовности» потребностей, сте¬пень их обобщенности, их «приземленность» или «возвышен¬ность» определяются не только свойствами субъекта, но и пред¬метом потребности.
Потребность есть свойство всего живого, выражающее пер¬воначальную исходную форму его активного, избирательного отношения к условиям внешней среды. Потребности организма динамичны, взаимозаменяемы, цикличны. Потребности живо¬го организма — это биологические потребности, нас же более будут интересовать социальные потребности. Особенность по¬требности как исходного внутреннего стимула состоит в том, что на этом уровне наблюдается зависимость субъекта от опре¬деленного круга внешних условий. Посредством удовлетворе¬ния потребностей внешние условия переходят внутрь, условия формируют потребность, а она, в свою очередь, замыкается на данных внешних условиях. Потребность связана с деятельнос¬тью человека, и эта связь носит двусторонний характер: потребность стимулирует деятельность, но и сама деятельность стано¬вится предметом потребности. Кроме того, деятельность вызы¬вает формирование новых потребностей, так как она нуждается в средствах, необходимых для ее осуществления. Орудия и сред¬ства труда становятся объектом потребностей.
Потребности соответствуют духу времени, в одни эпохи это дух предпринимательства, в другие — дух отчаяния и недоволь¬ства, в третьи — дух оптимизма, коллективизма, веры в будущее. Понятие «потребность» обобщает нужды людей, их стремле¬ния, притязания, требующие постоянного удовлетворения. Без удовлетворения этих потребностей на уровне, задаваемом куль¬турными и историческими стандартами, невозможна жизнеде¬ятельность общества, невозможно общественное воспроизвод¬ство. При развитии систем производства — средств транспорта, радио, телевидения, телефона и т.д. насущными становятся по¬требности в общении, перемещении, образовании, информа¬ции и т.д. Общество, не заботящееся о воспроизводстве и разви¬тии человеческих потребностей, деградирует. Потребности лич¬ности и другие стимулы ее поведения формируются не только под влиянием ее социального положения, но и под воздействи¬ем всего образа жизни, духовной культуры общества, социаль¬ной психологии различных общественных групп.
Все потребности классифицируются в зависимости от крите¬рия, положенного в основу классификации на различные группы:
· материальные — духовные;
· индивидуальные — групповые;
· производственные — непроизводственные;
· рациональные — нерациональные;
· текущие — ожидаемые;
· реальные — идеальные;
· жизненно важные — второстепенные;
· традиционные — новые;
· постоянные — временные;
· возвышенные — низменные.
Чаще всего потребности делятся по происхождению на био¬генные (первичные) и социальные (вторичные).
К числу первичныхотносятся потребности в самосохране¬нии, т.е. пище, воде, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизведении потомства и др.
К вторичным потребностям относятся потребности в само¬утверждении, общении, различных достижениях, дружбе, люб¬ви, знаниях, саморазвитии, творчестве, самовыражении. Все потребности человека (первичные и вторичные) носят соци¬альный характер, формы их проявления зависят от уровня раз¬вития культуры, общества. Само «рождение» различных потреб-ностей человека происходит в процессе общественно-истори¬ческого развития. Чем разнообразнее деятельность человека, тем богаче его потребности и тем сложнее система ценностей, так как именно потребности человека являются основами фор¬мирования его ценностей.
Многообразие человеческих потребностей обусловлено многогранностью человеческой природы, а также разнообрази¬ем условий (природных и социальных), в которых они проявля¬ются. Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных иссле¬дователей в поисках наиболее адекватной классификации по¬требностей. Но мотивы и основания, с которыми подходят раз¬личные авторы к классификации, совершенно разные. Одни основания у экономистов, вторые — у психологов, третьи — у социологов. В итоге каждая классификация оригинальна, но узкопрофильна, не пригодна для общего употребления. Так, на¬пример, польский психолог К. Обуховский насчитал 120 клас¬сификаций. Сколько авторов, столько и классификаций. П.М. Ер¬шов в книге «Потребности человека» считает наиболее удачными две классификации потребностей: Ф.М. Достоевского и Гегеля.
Достоевский делил множество интересов и потребностей людей по усложнению их содержания на три группы:
1. Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни.
2. Потребности познания.
3. Потребности всемирного объединения людей.
Гегель делил потребности на четыре группы:
1. Физические потребности.
2. Потребности права, законов.
3. Религиозные потребности.
4. Потребности познания.
Первую группу, по Достоевскому и по Гегелю, можно на¬звать витальными потребностями; третью, по Достоевскому, и вторую, по Гегелю, — социальными. А вторую, по Достоевскому, и четвертую, по Гегелю, — идеальными.
Очевидно, что все категории потребностей можно разделить на две группы:
· потребности существования (в пище, одежде, безопасно¬сти, причастности);
· потребности достижения целей жизни (материальные, социальные, интеллектуальные, духовные).
Для потребностей существования можно выделить два уровня удовлетворения: минимальный и базовый. Минимальный уровень удовлетворения потребностей может быть представлен временем, которое тот или иной индивид затрачивает на удовлетворение по¬требностей в пище, одежде, жилье, безопасности (принято считать эти .затраты времени примерно равными половине времени бодр¬ствования). У большинства людей уровень удовлетворения по¬требностей существования влияет на структуру интеллектуальных, социальных, духовных потребностей. После достижения базовых уровней удовлетворения потребностей существования формиру¬ются потребности достижения целей.
При этом такие потребности достижения целей жизни, как материальные, считаются нормой для каждой группы населе¬ния, если уровень их удовлетворения равен базовому. При превышении базового уровня потребности могут выступать как по¬требности в роскоши.
Социальные потребности также можно разделить на две группы:
· преимущественно эгоистические (потребность в славе, власти, признании, уважении и др.);
· преимущественно альтруистические (потребность в благо¬творительности, любви к детям, родителям, к другим людям.
Интеллектуальные потребности— это потребности в знани¬ях, творчестве.
Духовные потребности— потребности в духовном совершен¬ствовании, вере, истине, правде.
Перечисленные потребности достижения целей жизни обыч¬но проявляются либо как стремление к большему удовлетворе¬нию потребностей существования (потребности в роскоши, при¬знании, славе), либо как появление новых групп потребностей (в знаниях, в творчестве, духовном совершенствовании).
Это означает, что данные потребно¬сти могут доминировать с равной интенсивностью для разных категорий людей. В то же время потребности существования имеют два уровня, причем базовые уровни удовлетворения по¬требностей существования могут иметь значительные индиви¬дуальные и групповые различия. Следует еще раз заметить, что потребности достижения целей жизни становятся доминирую¬щими на базовом уровне удовлетворения потребностей суще¬ствования. В пределах потребностей существования традицион¬ная иерархия потребностей (физиологические, безопасности, в причастности) может быть единой для всех людей только в пре¬делах минимального уровня их удовлетворения.
Структурный анализ тесно связан с рассмотрением состава системы потребностей, основными элементами которого явля¬ются виды, группы, блоки потребностей. Перед наукой стоит важная задача каталогизировать потребности человека. Некото¬рые ученые представляют эту каталогизацию как дифференциро¬ванную на две или несколько дополняющих подсистем, постро¬енных по принципу «вертикаль — горизонталь». Система, раз-вернутая в вертикальной плоскости, включает потребности на всех этапах филогенеза человека, а горизонтальная — полный набор потребностей того или другого субъекта в данный момент времени. Чаще всего встречаются схемы потребностей, постро¬енные по принципу происхождения. Выделяются либо две груп¬пы потребностей — естественные(низшие, первичные, сомати-ческие, биогенные, висцерогенные, физические) и социальные(высшие, вторичные, социогенные, искусственные), либо три — природные, природно-общественные, общественные (социальные);либо пять, если общественные потребности разделяются на эко¬номические, интеллектуальныеи собственно- социальные.
Часто в классификациях социальные потребности не выде¬ляются в самостоятельный класс. И.В. Бестужев-Лада предложил разветвленную схему оснований деления потребностей. И.В.Бестужев-Лада классифицирует потребности по их видам:
• по генезису (происхождению) – биогенные и социогенные:
• по сфере жизнедеятельности общества – материальные и духовные;
• по сфере жизнедеятельности личности – физиологические, интел-лектуальные, социальные;
• по субъекту потребности – общечеловеческие, групповые, инди¬видуальные;
• по отношению к социальным ценностям – рациональные и нераци¬ональные (разумные и неразумные);
• по степени распространения – глобальные и локальные;
• по продолжительности действия – постоянные и временные;
• по возможности удовлетворения – реальные и нереальные;
• по степени настоятельности – жизненные и второстепенные;
• по степени развития – неразвитые, нормальные, чрезмерные;
• по времени появления – традиционные, новые, текущие, предвидимые.
Главными или первыми критериями в этой классификации являются генетический критерий и следующие по значимости сферы жизнедеятель¬ности общества и личности. Критерий второго порядка – субъект потреб¬ности. Остальные классифицируются как критерии третьего порядка.
Существуют попытки построить структуру потребностей на основе минимального их числа, необходимого для нормального функционирования человека.
Например, К. Обуховский выде¬лил нижеследующие типы потребностей, свойственных людям определенного культурного уровня:
1) потребность самосохранения;
2) потребность размножения;
3) потребности, обеспечивающие правильное развитие личности:
· познавательная;
· эмоционального контакта;
· смысла жизни.
На базе этих общих потребностей функционируют группы индивидуальных потребностей, отражающих особенности их носителей, их личностный опыт. Но вместе с тем схема К. Обуховского не выделяет «этажи» потребностей и не может служить основой для построения их иерархии.
Так, Г.Л. Смирнов показал, что любая типологизация соци¬альных потребностей должна увязываться с основными характеристиками закономерностей общественного развития. При¬няв в качестве критерия необходимость сохранения и развития социального организма и специфику реализации этой необхо¬димости через образ и условия жизни личности в истории обще¬ства, в системе социальных потребностей личности можно вы-делить два уровня: уровень потребностей существования (ба¬зисных) — низший уровень и уровень потребностей всесторон¬него развития — высший уровень.
На основе необходимостей процесса жизнедеятельности личности можно выделить подуровни потребностей с учетом времени и сферы их реализации, а также доминирования.
Таких необходимостей несколько:
· необходимость самосохранения и социализации (под¬держание жизнедеятельности организма, воспитание, обучение);
· необходимость трудовой деятельности и самоутвержде¬ния (приобретение профессии, социального статуса, уча¬стие в жизни коллектива);
· необходимость продолжения рода и упорядочения се¬мейной жизни (любовь, супружество, семья, дети);
· необходимость самосовершенствования, развития и са¬мовыражения (самообразование, творчество, физкульту¬ра и спорт);
· необходимость коммуникации и передвижения.
Две первые необходимости выступают основой потребнос¬тей низшего уровня, а необходимость в самосовершенствова¬нии, развитии, самовыражении — основой потребностей выс¬шего уровня.
Необходимость продолжения рода и упорядочения интим¬ной жизни является промежуточной связью между уровнями.
Необходимость коммуникации и передвижения подчинена остальным необходимостям и проявляется в виде соответствую¬щих потребностей на всех уровнях. Их можно назвать сквозны¬ми по отношению к системе потребностей.
С иерархией необходимостей связаны пять подуровней по¬требностей:
Первый— бытовые потребности, потребности в соци¬альных гарантиях и обеспечении, потребности в освое¬нии и усвоении социальных ценностей.
В первом подуровне можно выявить комплексы потребностей:
а) в товарах народного потребления и услугах (потребность в жилище, в домашнем хозяйстве, питании, гардеробе, отдыхе, передвижении);
б) в функционировании социальных институтов, обеспечи¬вающих реализацию прав и обязанностей граждан — по¬требность в социальных гарантиях и социальном обеспе¬чении (социальное страхование, образование, охрана здоровья и др.);
в) в участии в общественных организациях (потребность в принадлежности).
Второй— трудовые потребности и потребности само¬утверждения (потребность в труде, профессии, ква¬лификации, продвижении по службе, общении в про¬фессиональной среде, в нормальном нравственно-психологическом климате в коллективе, в статусе, в активной жизненной позиции, потребность в уверен¬ности в будущем).
Третий— потребности, связанные с интимной жиз¬нью и образованием семьи (семейные потребности). Этот уровень потребностей обеспечивает связь между первым, вторым, четвертым и пятым уровнями.”
Источник: Потребности
Наиболее часто используется классификация Маслоу
Пирамида Маслоу